Как улучшить ситуацию на дорогах Ростова-на-Дону? Этим вопросом на днях задались чиновники администрации Ростова-на-Дону во главе с мэром донской столицы Михаилом Чернышевым. Разговор на коллегии получился острым и живым, с неожиданными идеями и предложениями. Коллекцию самых оригинальных мыслей подготовила редакция 161auto.ru.
...Плюс видеофиксация всей страны
В Ростове-на-Дону число ДТП в последние три года растет. В администрации города такую ситуацию связывают, прежде всего, с ростом уровня автомобилизации. Сегодня на тысячу горожан приходится 353 автомобиля – с 2002 года число автотранспорта удвоилось. Добавляем транзитный транспорт – и цифра вырастает до 470 машин на тысячу населения. Однако, подчеркивает заместитель директора МУ «Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения» Виталий Парфенов, дело не только в автомобилях, но и в тех, кто ими управляет.
«Главная причина ДТП – сознательное невыполнение требований безопасности дорожного движения, это становится нормой. И цель нашей работы – предотвращение опасного поведения», – заявляет чиновник.
Помимо нанесения разметки, установки «лежачих полицейских» и светофоров, в управлении задумываются и о принятии иных мер. Практически решен вопрос о снижении максимального допустимого уровня скорости в Ростове-на-Дону: Виталий Парфенов подчеркивает, что за эту меру выступает уже большая часть населения. Кроме того, чиновники предлагают значительно расширить сферу работы «Безопасного города»: по их замыслу, камеры наблюдения будут фиксировать не только нарушения скоростного режима, но и проезд перекрестков, пересечение двойных сплошных, неправильную остановку.
Воспитание пешехода
Мэр Ростова-на-Дону Михаил Чернышев фиксирует внимание на фразе о том, что нарушение становится нормой. И развивает тему в сторону пешеходов. Никогда еще в Ростове-на-Дону их дисциплина не была столь низкой.
«Что мы будем делать с пешеходами? Или что делаем? Все ростовчане не отличаются дисциплиной. Если уж даже Большую Садовую переходят где угодно, то что уж говорить о других улицах. Что у нас делается в этой связи, чтобы люди понимали степень своей ответственности, не создавая головную боль человеку, сидящему за рулем? И что мешает нам сегодня серьезно позаниматься проблемой пешеходов, именно позаниматься, а не озвучивать эту проблему? Уроки безопасности в школах – все там нормально, не надо ничего менять, человек действительно получает привычку, как что делать, – вопрошает градоначальник. – Я не вижу активной работы в этом направлении. Отсюда и проблема. Что мы делаем, чтобы не нарушали? Почему мы миримся с тем, что пешеходные переходы все игнорируют и переходят по проезжей части? У нас не было никогда такой слабой дисциплины пешеходов. Сколько оштрафовано за нарушения? Какова динамика за последние годы?»
Вопросы Михаила Чернышева выглядят риторическими: его монолог прерывает лишь тишина в те моменты, когда очередная фраза повисает в воздухе.
«Считаю, здесь достаточно вялотекущий процесс идет. Так не годится», – резюмирует мэр, давая поручение подчиненным и сотрудникам ГИБДД разобраться с вопросом. Где надо, проявлять жесткость и принципиальность.
«Пешеход – это самый уязвимый участник дорожного движения, – отметил мэр. Поэтому работу инспекторов, представителей дорожных служб надо активизировать в ростовских школах. Что касается взрослых нарушителей правил дорожного движения, прежде всего тех, кто переходит дорогу в неустановленных местах, создавая опасные ситуации, то таким гражданам не должно быть никаких поблажек. Предусмотрены же штрафы! Значит, надо штрафовать», – считает Михаил Чернышев.
Пишите, Шура, пишите
Еще один больной вопрос – разметка и ограждения.
«Как у нас обстоит ситуация с дорожной разметкой? Есть ли какой-то норматив, стандарт, что нам нужно сделать, чтобы достигнуть такого стандарта? За рубежом если человек первый раз сядет за руль, у него великолепные подсказки – все написано, и на дороге, и на знаках. И там ЧП возникает тогда, когда снег выпадает и человек не знает, как себя вести. Но зато всегда есть понимание, что такое движение по полосам. У нас этого понимания нет, потому что полос нет. Есть участки, где неправильная дорожная разметка провоцирует аварийность. Мадояна – Профсоюзная. Мы там специально сделали карман, мне пообещали, что там будет нормальная дорожная разметка, проходит год-два, а разметка все так же не предусматривает поворот на Профсоюзную с Мадояна. И опять у нас все выскакивают, нарушают и так далее. Мы сами провоцируем водителя на какие-то нестандартные действия, которые приведут к авариям. Проблема должна решаться оперативно: за рулем сидит не совсем подготовленный водитель, и это нужно понимать, ему подсказывать», – объясняет суть ситуации Михаил Чернышев.
«Те точки, где наибольшее число аварий с пешеходами, почему там не поставить ограждения? Что ограничивает ваши возможности?», – задает дополнительный вопрос первый заместитель мэра Владмир Киргинцев.
«Все основные магистрали размечены, остались только районные дороги. Их мешает разметить объем финансирования. Такая же ситуация с ограждениями: в этом году поставили два километра, готовим заявку на следующий год», – говорит Виталий Парфенов.
«Сколько вы подали заявок и в скольких случаях вам было отказано?», – просит перечислить заммэра и рекомендует дорожникам активнее решать вопросы и писать заявки на финансирование. О том, что на здоровье горожан никто не будет экономить, говорит и градоначальник, особо подчеркивая, что за последние годы объем отчислений на дорожную сферу увеличился в пять раз и по уровню сравнялся с финансированием образования.
Реверсивных полос не будет
С места звучит реплика о восстановлении в городе реверсивных полос для движения: такая схема когда-то практиковалась. Выступающий предлагает таким образом решить вопрос с пробками на проспектах Стачки и Нагибина: утром пускать движение в центр, вечером – из центра. Дорожники подчеркивают, что о таком выходе из ситуации они даже задумываться не будут.
«Реверсивное движение – это вчерашний день, – подчеркивает директо МУ «Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения» Ростова-на-Дону Владислав Максименко. – Кроме плохого опыта, смертельных случаев при выезде на встречную полосу, она ничего не дает. Но рассматривается схема отсутствия симметрии проезжей части – к примеру, на Вавилова сделать три полосы вниз, одну – вверх».
Стритрейсеров легализуют
Продумать, как избавиться от ночных гонщиков, призвал подчиненных и ГИБДД ростовский градоначальник. По его мнению, то, что делается сегодня, не приносит должного эффекта. Предложение мэра необычно: фактически Михаил Чернышев высказался за легализацию стритрейсеров.
«Может быть, стоит решить эту проблему, создав государственно-частное партнерство? Найти инвестора, построить отдельную площадку и пускай они там себе катаются, а не на улицах города», – размышляет Михаил Чернышев.
Особого энтузиазма у собравшихся идея не вызвала: сотрудники ГИБДД вспомнили, что вполне легальную площадку пытались создать на аэродроме в Батайске, но ничем хорошим это не закончилось. Впрочем, никаких альтернативных предложений не прозвучало.