Ростовская область по числу ДТП занимает позицию в верхней половине общероссийской «турнирной таблицы». Причин для такой ситуации – целое множество: наряду с традиционным несоблюдением правил дорожного движения и состоянием дорожного покрытия не последнюю роль играет федеральная трасса М-4, проходящая через Ростовскую область. Автодорога уже давно получила определение «печально известная» и сегодня возглавляет список самых опасных федеральных трасс. Спасателям и медикам остается в большинстве случаев лишь принять это к сведению и противопоставить аварийности скорость медпомощи. Понятие «золотого часа» приобрело широкую известность не так давно, но уже прочно вошло в обиход спасателей. Удается ли соблюдать жизненно важный принцип и как быстро сегодня оказывается помощь жертвам ДТП, журналистам рассказал директор департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области Сергей Панов.
– Сергей Петрович, не секрет, что спасатели чаще всего первыми приезжают на место ДТП. Как часто это происходит в Ростовской области и почему?
– По данным ГИБДД ГУВД Ростовской области, на Дону с января по сентябрь этого года произошли 4 639 дорожно-транспортных происшествия с пострадавшими. Погибли 558 человек, получили травмы почти шесть тысяч человек.
В Ростовской области на десять тысяч человек населения случается 52,1 ДТП, то есть в них, получается, участвовал каждый пятый донской житель из тысячи. Это на пять процентов больше, чем в среднем по России. В Москве этот показатель немножко лучше: 34,5 на 10 тысяч, в Питере – 50,2.
Конечно, здесь можно по-разному оценивать, почему такое состояние дорог и безопасности. Понятно, с чем это связано: и нарушения ДТП, и состояние дорог, все это в совокупности приводит к тому, что мы имеем. И, конечно, так устроена наша жизнь, что чем выше уровень благосостояния, тем выше и уровень технической оснащенности. Возьмите нашу Ростовскую область – здесь зарегистрирован миллион автомобилей, и все они находятся в движении. Не последнее место, конечно, занимает и то, что мы с вами находимся на юге России, у нас – особый склад жителей, каждый желает быть первым, объехать.
Дополнительный фактор – это то, что через Ростовскую область проходит федеральная трасса М-4 «Дон». По общероссийской статистике, наибольшее количество дорожных происшествий с тяжелыми последствиями случается на семи трассах федерального значения: «Украина» (Москва–Киев), «Урал» (Москва–Челябинск), «Каспий» (Москва–Астрахань), «Волга» (Москва–Уфа), «Холмогоры» (Москва–Архангельск) и «Байкал». Наша трасса М-4 «Дон» (Москва–Новороссийск) занимает первое место и по числу ДТП, и по погибшим. По-другому, наверное, и быть не может: когда начинается сезон отдыха, вы сами видите, какой поток машин и туда, и обратно идет.
– Как минимизировать последствия ДТП, прежде всего – сократить число погибших? Как работает принцип «золотого часа» и удается ли его соблюдать сотрудникам Департамента?
– Понятие «золотого часа» к нам пришло от медицинских работников, это не термин спасателей, но мы его очень эффективно используем в своей работе. Принцип предполагает, что если помощь пострадавшему, причем не только в ДТП, не оказана в течение часа, то последствия трагедии увеличиваются десятикратно. Подсчитано, что при отсутствии помощи в первые 60 минут количество летальных исходов возрастает на 30%. Если помощь запаздывает на три часа, эта цифра увеличивается до 60%, если на шесть часов – до 90%.
Главной задачей Департамента сегодня является соблюдать этот принцип «золотого часа», и нам это удается. Мы проводим занятия, тренировки, подписано соглашение с областным управлением ГИБДД. Каждое подразделение сегодня имеет свою зону ответственности, и в перспективе мы придем к такому времени реагирования на ДТП, которое определяет технический регламент пожарных частей: они сегодня по ФЗ обязаны прибыть к месту тушения пожара в городской местности за 10 минут, в сельской – за 20. Конечно, у нас пока еще нет такой возможности подойти к исполнению такого норматива, но мы совершенствуем свою деятельность и используем помощь других структур. В частности, у нас в помощи в ДТП участвуют не только спасатели: выезжают пожарные подразделения, аттестованные на проведение работ, связанных с ликвидацией ДТП. С января по сентябрь наши спасатели привлекались более полутысячи раз, и при ликвидации ДТП удалось спасти более 700 человек.
Сейчас после поступления вызова спасатели должны выехать в течение трех минут. Что касается сроков эвакуации раненых, то в течение 10 минут после происшествия в клиники доставляются до 2% пострадавших, 20 минут – до 10%, 30 минут – до 22%. Получается, что в первые полчаса, когда медицинская помощь наиболее эффективна, то есть обеспечивает самый высокий процент выживаемости, в больницах оказывается не более 35% пострадавших. Для того чтобы этот процент повысить, конечно же, особое внимание необходимо уделить организации экстренной помощи пострадавшим в ДТП.
Спасатели области в момент работы по ликвидации тяжелых ДТП, используя гидравлическое спасательное оборудование, стараются как можно быстро, профессионально, аккуратно чтобы не причинить боль пострадавшему, деблокировать, извлечь из транспортного средства. До приезда сотрудников скорой медицинской помощи пострадавшему спасателями оказывается первая доврачебная помощь.
– Сколько подразделений Департамента сегодня работает в Ростовской области, как они оснащены?
– Уже в полную силу работают семь отрядов быстрого реагирования Областной поисково-спасательной службы, они дислоцируются в Сальском, Морозовском, Егорлыкском, Зимовниковском, Аксайском, Тарасовском районах и Новошахтинске. Отряды созданы на протяжении последних трех лет и в первую очередь предназначены для оказания помощи людям, пострадавшим в ДТП на федеральной трассе и областных автомобильных трассах. Кроме того, на базе областной поисково-спасательной службы в этом году созданы еще два поисково-спасательных отряда: Чертковский в селе Алексеево-Лазовское и Азовский в селе Самарское Азовского района. Таким образом, в области уже к концу года будут действовать девять мобильных отрядов быстрого реагирования.
Благодаря финансированию администрации Ростовской области все спасатели оснащены современным специальным оборудованием и техникой. Безусловно, учитывая, что спасатели чаще всего прибывают на место ДТП первыми, в каждом расчете мобильных отрядов у нас подготовленные спасатели, прошедшие курс по оказанию первой доврачебной помощи.
Что касается перспективы развития областных аварийно-спасательных формирований, то они связаны, в первую очередь, с выполнением мероприятий областной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения на территории Ростовской области на 2007-2012 годы. В рамках этой программы в ближайшие годы создать еще два спасательных отряда быстрого реагирования. Таким образом, к 2012 году федеральную трассу М-4 «Дон» и областные автомобильные трассы будут прикрывать уже 11 отрядов быстрого реагирования.
Всего в области создано на штатной основе 22 аварийно-спасательных формирования в постоянной готовности к реагированию на ЧС и 16 спасательных подразделений со сроком готовности к реагированию на ЧС в полтора часа.
Общая численность подразделений сегодня – 812 человек, из них 708 – спасателей.
– Появятся ли на вооружении Департамента вертолеты?
– Эти вопросы прорабатываются, но главная тут проблема – у нас нет опыта использования техники и нет статистики. А во-вторых, чтобы использовать авиатехнику, нужны не большие, а колоссальные финансовые средства. Одна площадка, на левом берегу Дона, уже построена по линии Минздрава, и строительство обошлось почти в 10 миллионов рублей. Но самая затратная часть – эксплуатация. Вертолет – это не машина, которую заправил, и она поехала, почти по любой дороге. Нужно очень сильное авиационное обеспечение: любой летательный аппарат не может просто так подняться в воздух, без разрешения и наземного технического обеспечения. Поэтому сегодня на уровне правительства прорабатывается вопрос о том, что это будет программа совместная – федеральная и региональная. Возможен такой вариант, что технику закупят по федеральной программе подразделениям МЧС, а субъекты возьмут на себя строительство площадок, финансирование летного состава, софинансирование затрат на эксплуатацию авиатехники. Но для эффективной работы нужна и подготовка медицинских учреждений. Если мы посмотрим опыт зарубежных стран, то там сразу строится больница и при ней – вертолетная площадка. А у нас посмотреть – вот даже эта площадка на левом берегу. Доставляют туда человека, а дальше же его надо доставить в больницу? Пока мы его по всем этим нашим пробкам доставим... А построить вертолетную площадку сегодня даже на территории больницы и тем более на крыше – это очень серьезная проблема.
– Департамент одним из первых в России начал использовать единый телефон вызова экстренных служб 112. Щиты с номером сегодня установлены вдоль всех автодорог. Насколько эффективно работает служба?
– На телефон единой диспетчерской службы 112 в январе-сентябре 2010 года поступило свыше 50 тысяч звонков – результат очень хороший. Все сигналы обработаны, существенных сбоев в работе системы не было.
Но, конечно, нельзя перекладывать всю ответственность за гибель людей на дорогах только на спасателей, медиков и сотрудников ГИБДД. Есть еще один фактор – равнодушие, когда водители могут спокойно проехать мимо ДТП, более того, будучи медиками. За равнодушие, правда, ещё не определена мера ответственности, но её установят после того, как депутаты примут предложенные поправки. Тогда же выйдет в свет и ряд приказов, в которых будут прописаны мероприятия, относящиеся к первой помощи, и утверждена примерная программа обучения. Как пояснили в Минздравсоцразвития, предварительный перечень включает в себя минимальный набор манипуляций, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека до приезда «скорой». Так что риск оказания некачественной помощи будет микроскопическим.