Чтобы повысить эффективность спасения жертв ДТП на ростовском участке М-4 «Дон», требуется три вертолетные площадки. Первая уже оборудована на левом берегу Дона. Несмотря на это, «спасение в воздухе» эксперты называют делом хоть не столь далекого, но все же будущего. Слишком многого требуют вертолеты.
Идея организовать «воздушную» помощь жертвам ДТП муссируется уже несколько лет. Вариант, о котором хоть раз, но слышали жители Ростовской области и Краснодарского края, – организация вертолетного дежурства. Для винтокрылых машин планировалось оборудовать вблизи федеральных трасс специальные площадки.
«Проблема обсуждалась с руководством всех районов Краснодарского края и Ростовской области, через которые проходит трасса М-4 «Дон». Решено, что в каждом из этих районов будут оборудованы вертолетные площадки. Соответствующие документы проработаны со всеми муниципальными образованиями. С каждым районом согласован вопрос по размещению и базированию таких площадок», – на пресс-конференции в начале 2010 года рассказал начальник Южного регионального центра (ЮРЦ) МЧС Александр Колупаев. Он добавил, что подразделения ЮРЦ располагают техникой для оперативного реагирования на «чрезвычайные» сигналы.
Однако практика показывает, что скоро только сказка сказывается. К настоящему времени в Ростовской области оборудована одна вертолетная площадка – на левом берегу Дона, в окрестностях Ростова-на-Дону. При этом о полноценной работе на ДТП винтокрылых машин речь не идет: вопрос по ряду причин «завис».
«Применение авиационной техники для доставки пострадавших – это наше будущее, – характеризует ситуацию директор Департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области Сергей Панов. – Развитие и количество транспорта, который у нас сегодня есть, показывает, что нужно использовать другие средства, в том числе и авиацию. Да, эти вопросы прорабатываются, но главная тут проблема – у нас нет опыта использования техники и нет статистики. А во-вторых, чтобы использовать авиатехнику, нужны не большие, а колоссальные финансовые средства».
Строительство площадки на левом берегу, уточняет он, велось по линии минздрава. Обошлись работы в 10 миллионов рублей – только строительство, подчеркивает Сергей Панов. Еще нужно приобрести вертолет, но самое затратное – эксплуатировать его.
«Вертолет – это не машина, которую заправил и она поехала, почти по любой дороге. Нужно очень сильное авиационное обеспечение: любой летательный аппарат не может просто так подняться в воздух, без разрешения и наземного технического обеспечения. Поэтому сегодня на уровне правительства прорабатывается вопрос о том, что это будет программа совместная – федеральная и региональная».
Сергей Панов прогнозирует, что технику закупят по федеральной программе подразделениям МЧС, а субъекты возьмут на себя строительство площадок, финансирование летного состава, софинансирование затрат на эксплуатацию авиатехники. Кроме того, отдельных затрат потребует и подготовка медицинских учреждений.
«Если мы посмотрим опыт зарубежных стран, то там сразу строится больница и при ней – вертолетная площадка. А у нас посмотреть – вот даже эта площадка на левом берегу. Доставляют туда человека, а дальше же его надо доставить в больницу? Пока мы его по всем этим нашим пробкам доставим... А построить вертолетную площадку сегодня даже на территории больницы и тем более на крыше – это очень серьезная проблема», – рассуждает Сергей Панов.
Все эти вопросы, подчеркивает он, сегодня прорабатываются на уровне федерации. Отказываться от авиационного прикрытия трасс никто не собирается. Более того: развивать систему наверняка начнут с юга России и в самое ближайшее время.
«Нам деваться некуда. У нас – Олимпиада», – резюмирует директор Департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области.