Практически любое отличие в конструкции автомобиля (не говоря уже о самих водителях) рано или поздно становится поводом для ожесточенного спора. Газ или бензин? Бензин или дизель? Левый руль или правый? Новый отечественный или подержанный японский? Передний привод или задний? Спорить можно бесконечно, благо, у каждой стороны в запасе найдется достаточно аргументов в свою пользу. И зачастую точку в этих дискуссиях поставить попросту невозможно: если есть разница в приводах, значит, есть люди, сознательно выбирающие определенный тип.
Для начала информация для непосвященных: привод бывает передним, задним и полным, не считая вариаций, которые в итоге все равно сводятся к этим трем типам. У каждого из них есть свои плюсы и минусы, и до поры до времени можно об этом вообще не задумываться. Точнее, ровно до того момента, пока не потребуется маневрировать по гололеду или объезжать встречного лихача. Дело в том, что в экстремальной ситуации схожее поведение передне- и заднеприводных машин требует совершенно разной манеры управления: другими словами, что хорошо первому, то второму – смерть. Именно поэтому, кстати, западные автошколы все практические занятия делят на две соответствующих части, обучая своих курсантов тонкостям вождения на обоих видах машин.
Когда-то давным-давно переднего привода не существовало вовсе. Все машины, по сути, имели схожее устройство: продольно установленный двигатель, коробка передач, карданный вал и задний, так называемый ведущий мост. На нем же расположена система шестеренок, благодаря которым ось вместе с колесами приводится в движение. Как вариант, двигатель мог устанавливаться в задней части машины, что, однако, использовалось достаточно редко. Кроме того, есть некоторые отличия в заднеприводных иномарках и отечественной «классике», главным образом касающиеся принципа передачи крутящего момента на колеса.
Устройство переднеприводного автомобиля вообще не предусматривает столь сложной системы. Крутящий момент отдается напрямую передним колесам... и все.
Существуют также «умные» варианты полного привода, которые с помощью бортовых датчиков определяют тип дорожного полотна – и, слегка пошевелив микросхемами, автоматически переключают машину в нужный режим. Однако, раз уж мы начали с аварий, то отметим и сейчас: в автомобилях подобного уровня («интеллектуальный привод» – удовольствие не из дешевых), как правило, достаточно других систем, которые в конечном счете могут не только сделать поездку более приятной, но и в один прекрасный день спасти вам жизнь.
Если заглянуть в историю, нетрудно обнаружить, что задний привод существует ровно столько, сколько существует автомобилестроение. Передний же начал набирать популярность лишь в последнее время, хотя появился еще в конце XIX-го века, когда австрийские инженеры в 1898 году собрали экспериментальную модель. Потребовалось тридцать лет и три года, прежде чем переднеприводные модели все же пошли в серию. В 1931 году с конвейера немецкого завода Auto Union сошли первые экземпляры под маркой марки DKW. Это могло случиться и раньше, однако, прежде автопроизводителям никак не удавалось заставить передние колеса одновременно поворачиваться и толкать машину вперед. С появлением технологии, которая позволяла все это совместить, производство автомобилей удалось резко удешевить, а готовой продукции – облегчить массу. К тому же меньшее количество деталей, когда из привычной на тот момент конструкции исключался карданный вал и ряд приспособлений на заднем мосту, позволило быстрее собирать автомобили на конвейере.
Как уже отмечалось, каждый вид приводов может похвастаться как плюсами, так и минусами.
Из достоинств переднеприводных машин можно отметить более низкую стоимость, более низкий вес и более просторный салон. Кроме того, передний привод немного выигрывает в долговечности, однако ремонт такой системы в итоге обойдется дороже.
Субъективно разницу можно ощутить, сев за руль. Переднеприводный автомобиль идеален на прямой трассе: колеса чувствуют даже малейший поворот руля. Соответственно, управление таким авто окажется очень удобным при маневрах: скажем, обгонять на переднем приводе – одно удовольствие, машина послушно сходит с полосы и так же послушно возвращается обратно. В свою очередь, заднеприводные авто не столь чутки к повороту руля, поскольку в этом случае крутящий момент не подается напрямую управляющим колесам. Зато такие машины удобнее на поворотах: выполнить подобный маневр на высокой скорости с передним приводом будет сложно, автомобиль потребует большего радиуса на вираже, а на «трудной» дороге может и вовсе вылететь с трассы. Последнее, к слову, происходит не так уж и редко – достаточно почитать аварийные сводки.
На скользкой дороге можно вообще с непривычки разбиться: если на заднем приводе при заносе можно рефлекторно отпустить педаль газа, то на переднем этот фокус не пройдет: от сброшенной скорости машина лишь станет еще более неуправляемой. Впрочем, пока водитель не окажется в подобной ситуации, никакой разницы он, скорее всего, не заметит.
Заднеприводные машины, в свою очередь, имеют одно большое преимущество перед своими переднеприводными собратьями. При разгоне вес машины переносится на задние колеса, благодаря чему автомобиль имеет наилучшее сцепление с дорогой.
Перейдем к минусам. Два из них мы уже упомянули, но на этом они, к сожалению, не заканчиваются. На передний привод нельзя поставить по-настоящему мощный мотор, и 200 лошадей для такого авто – потолок. Все, что мощнее, вызовет проблемы с ходовой частью, нагрузки на которую отрицательно скажутся на управляемости автомобиля.
Впрочем, большинство недостатков если не устраняются полностью, то как минимум сглаживаются с помощью электроники. К счастью, в наши дни практически любая современная модель оснащается специальными системами, в той или иной степени помогающими справиться с автомобилем.
Сами автопроизводители в последние годы все чаще выбирают передний привод. Исключение – разве что Mercedes Benz и BMW, вообще игнорирующие его как класс. К их мнению, конечно, тоже стоит прислушаться – уж немцы-то знают, о чем говорят! Но окончательный выбор, как всегда, остается за потребителем.
Если решающим фактором для покупателя окажутся деньги – стоит остановиться на переднем приводе, которым сегодня оснащается практически весь low-cost. Впрочем, сейчас уже нельзя с уверенностью отнести передний привод исключительно к категории «автомобилей для небогатых»: в мире достаточно производителей, которые устанавливают его даже на представительский класс. Хотя, надо признать, что консервативность отдельно взятых марок наводит на соответствующие размышления.
И все же, если ваш маршрут в любое время года лежит исключительно из дома на работу и обратно, а разгоняться под 120-150 вы не планируете – имеет смысл выбрать переднеприводный автомобиль. В свою очередь задний привод сочетает в себе довольно высокую мощность и хорошую управляемость, но лишь на хорошей дороге. Впрочем, для полноценной езды по бездорожью оба привода не годятся, здесь уже стоит подумать о полноприводном внедорожнике.
Фото: Фото с сайта Mirsovetov.ru