Аналитическое агентство «Автостат» опубликовало список автомобильных брендов, которые показывают самые высокие темпы восстановления после кризисного периода. В сравнении с первым полугодием 2008 года, на которое пришелся потребительский бум, рост продаж по итогам шести месяцев текущего года демонстрируют немецкие Audi, BMW, VW и французский Citroen. С минимальным отрывом от показателей двухлетней давности идут Mercedes-Benz, KIA и Skoda. При этом отдельные марки в нынешнем году установили свой собственный рекорд: Mercedes-Benz, например, в июле реализовал 1848 автомобилей, а это лучший результат за всю историю бренда в России, прокомментировали «Автостату» в компании «Мерседес-Бенц РУС».
В целом рынку сегодняшнего дня до уровня 2008 года еще далеко: продажи не дотягивают почти наполовину. Если два года назад за семь месяцев продали 1,65 млн штук, то за аналогичный период нынешнего года реализовано 890 тыс единиц (-46%). Среди этого общего минуса аналитики «Автостата» выделили ряд брендов, которые превысили показатели 2008 года или немного не дотянули до этого рубежа.
Самым активным оказался Citroen, который в этом году выдал 11,4% плюсом к результатам 2008 года. Но это отнюдь не значит, что французы выбиваются в лидеры рынка, скорее, это успех внутри компании. По данным «Авторевю», за первые шесть месяцев 2008 года в России продано 4614 автомобилей Citroen. И это не самые успешные результаты, поскольку даже в 2007 году продажи были выше на 7%. Сейчас в рейтинге Ассоциации европейского бизнеса Citroen занимает 25 место по итогам первого полугодия. Исходя из этого, говорить о небывалом успехе марки на нашем рынке не приходится, хотя, бесспорно, она уверенно завоевывает твердые позиции.
«Для марки Citroen 2008 год был очень удачным, и в 2010-м продажи достигли примерно такого же уровня, – рассказывает руководитель отдела продаж компании, занимающейся продажей автомобилей «Ситроен» Дмитрий Якубовский. – Прироста к результатам 2008 года мы пока не отмечаем, но если реализации будут также ежемесячно расти, то год мы закончим в плюсе. В целом успешность Citroen определяет грамотная ценовая политика и налаженные поставки автомобилей. Если многие производители в кризисный период резко подняли цены, то на «Ситроены» при небольшом повышении стоимости всегда шли скидки, и в результате цена оставалась примерно на том же уровне. При этом нам удалось избежать дефицита автомобилей, который затормозил продажи у многих дилеров».
Положительную динамику показала и немецкая тройка – Audi, Volkswagen, BMW. Продажи автомобилей этих брендов превзошли уровень 2008 года с показателями +9,7%, +7,8%, +6,7% соответственно. Буквально 3% не дотянул до итогов того времени Mercedes-Benz. Судя по этим показателям, менее тернистый путь к восстановлению проходят премиальные бренды. В сравнении со «средними» и бюджетными марками в процентном соотношении их продажи сократились не столь радикально.
«Если сравнивать текущие тенденции с результатами прошлого года, то положительная динамика определенно существует, – поясняет руководитель отдела продаж Mercedes-Benz компании «Омега» Андрей Коротков. – В целом расстановка сил в рамках модельного ряда не изменилась. Однако Mercedes-Benz, как и другие производители, стараются поддержать свой бренд интересными рыночными предложениями. В целом, кризис ударил по всем и компании пытаются адаптироваться к этим условиям».
Некоторые специалисты расходятся с мнением, что премиальный сегмент пострадал от кризиса меньше и быстрее приходит в норму. Они считают, что у большинства клиентов деньги уходят в собственный бизнес, некоторые даже пересаживаются на автомобили попроще. Незначительный рост достигается за счет относительно недорогих автомобилей, например BMW 1 серии. Производители тоже отреагировали на кризис и стали выпускать специальные серии в особых комплектациях, цены на которые ниже. Поэтому основной прирост приходится на компактные или сравнительно недорогие модели.
В целом расстановка сил на рынке несколько меняется. Если в 2008 году половину продаж обеспечивали импортированные автомобили, сейчас две трети реализаций приходится на машины отечественного производства. Причем «русские иномарки» обгоняют даже Lada. Развитие в этом русле вполне закономерно, поскольку в 2008 году иностранные компании только начинали запускать свои заводы в России, сейчас же эти мощности обеспечивают производство самых ходовых моделей.
Среди вазовских автомобилей, по информации Ассоциации европейского бизнеса, в этом году лидирует Priora – за шесть месяцев продано порядка 60 тысяч этих моделей. Два года назад первое место занимала «классика» с реализацией более 99 тысяч единиц. Одна из причин такой перестановки – дефицит «пятерок» и «семерок» и переориентация покупателей на более дорогие «Лады» за счет сокращения квот именно на классические модели.
Что касается иномарок, то в тройке лидеров тоже произошли перемены. Если в первом полугодии 2008 года самым популярным был Ford, то в июле 2010 года он спустился на четвертое место. Первую позицию заняли автомобили KIA, а вторую и третью сохранили те же марки, что и два года назад, – Chevrolet и Renault. Исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов считает, что успех KIA в России обеспечен широким модельным рядом, дизайн которого в последнее время удачно обновлен, а также грамотными действиями во время кризиса. К ним он относит агрессивный маркетинг и четко выстроенную ценовую политику.
В целом дилеры пока предпочитают говорить о росте продаж в сравнении с 2009 годом, а не с пиковым 2008-м. Прогрессируют те бренды, которые не являются массовыми и держат ровную планку в продажах, и такие марки, на которые удалось сохранить адекватные цены и разработать взвешенный комплекс маркетинга.