Аналитическое агентство «Автостат» подсчитало, что за первые шесть месяцев текущего года треть проданных автомобилей приходится на импорт, а две трети занимают модели, произведенные на территории России. Если в 2009 году половину внутреннего спроса обеспечивали именно ввезенные иномарки, сейчас перевес создали иностранные бренды, собираемые на заводах внутри страны. При этом по количеству импортированных единиц лидируют бюджетные модели вроде Daewoo Nexia, Daewoo Matiz и Hyundai Getz в ценовом диапазоне от 200 до 350 тысяч рублей.
Иномарки российской сборки доминируют не только в сравнении с чистым импортом, но и обгоняют отечественные бренды. По данным «Автостата», они образуют небольшой, но все же перевес: собранных у нас иномарок реализовано 248 тысяч штук, что на 8 тысяч больше российских моделей.
Если говорить об общих результатах, то за полугодие 2010 продано в два раза меньше автомобилей, чем за то же время в 2008 году, и на 12 тысяч штук (1,7%) больше, чем за 6 месяцев 2009 года.
Структура рынка за I полугодие
(данные «Автостата»)
Среди ввозных иномарок наиболее популярными оказались Daewoo и Hyundai, которые предлагают модели в низком ценовом сегменте. Но это не означает, что бюджетность стала основным критерием при покупке коренного импорта. Наряду с «Нексиями», «Матизами» и «Гетсами» популярностью по-прежнему пользуются Toyota Corolla, RAV4, Land Cruiser, Nissan Qashqai и Mitsubishi Lancer, среди которых наименьшая цена – 599 000 рублей.
Импорт стали покупать меньше не потому, что он дороже, а, скорее, из-за появления все большего количества иностранных заводов на территории России. Здесь зарубежные компании наладили производство самых востребованных моделей. Производить товар поближе к потребителю – мировая практика. Наличие собственных мощностей в России позволяет концернам быстрее реагировать на изменения локального рынка и адаптироваться под потребности российских клиентов. Машины, сделанные, например, в Калуге методом промышленной сборки, попадают под действие существующих льготных программ утилизации и субсидированного кредитования.
Автодилеры отмечают еще один нюанс, который учитывается при определении будущего ассортимента завода. Производители ориентируются на популярность конкретной модели – если она не пользуется спросом, налаживать под нее производство нет смысла. Но важно и то, что в России собираются автомобили, «несложные» в техническом плане – те, которые проще укомплектовать. В противном случае, местное производство становится просто невыгодным.
Сейчас в России работают заводы GM, Toyota, VW, Ford, Nissan, PSA-Mitsubishi, «Автофрамос» (Renault), планируют запустить Hyundai, при этом иномарки собираются и на российских заводах вроде «Автотора», «ИжАвто», «ТагАЗа», Derways, Sollers. Показательным в этом случае является бренд Chevrolet, который в этом году ввез всего 1753 автомобиля (–92% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), тем не менее статистика Ассоциации европейского бизнеса говорит, что эта марка по продажам занимает второе место после Lada. Это значит, что основная доля приходится на модели, которые произведены на территории нашей страны.
Количество импортированных автомобилейпо
пяти лидирующим* брендам за I полугодие
(данные «Автостата»)
* лидируют по количеству импортированных в Россию новых автомобилей
Что касается стоимости, на первый взгляд, отечественная сборка для конечного потребителя роли дисконта не сыграла: машины доступнее не стали, а даже подорожали, следуя рыночным тенденциям. В этом плане уникальной маркой выглядит KIA, которая при отсутствии полноценного производства (на «Автоторе» идет лишь досборка) поставляет на рынок достойные, конкурентоспособные машины по выигрышным расценкам. Возьмем две модели, которые пока поступают к нам из-за границы, к примеру, KIA Cerato и Mitsubishi Lancer. Стартовая цена у «японца» (1,5 л, 109 л.с., МКПП) составляет 599 тысяч рублей, у KIA (1,6 л, 126 л.с., МКПП) она на 40 тысяч меньше, плюс базовая версия оказывается более оснащенной. Если сравнить привозной Cerato и местный Focus (1,6 л, 100 л.с., МКПП), то их стоимость в сопоставимых комплектациях, то есть в базовой у KIA и в Comfort у Ford, составляет 559 900 и 564 400 рублей соответственно. Как видим, Ford с аналогичным оснащением и менее мощным мотором в цене проигрывает, несмотря на то что собирается в России.
Однако специалисты утверждают, что тенденции к снижению цены все же присутствуют, и российская сборка выгодна прежде всего для потребителя. На первых порах многие производители работают фактически в ноль. Их главная задача на начальном этапе – раскрутить автомобили, реализовать их как можно больше. Дело в том, что государство ставит условие: в первые пять лет локализация должна составить 70%. Чтобы этого уровня достичь и поддерживать его, нужны весомые продажи. Поэтому производители предлагают клиентам дополнительные услуги или скидки. Если взять Peugeot 308, то сейчас его цена ниже, чем до начала сборки в Калуге, при этом оснащение у машин богаче, и гарантийный срок увеличен на год. То есть компании российское производство позволяет нарастить продажи, занять большую долю рынка. А клиент, в свою очередь, может приобрести хорошо укомплектованную машину за меньшую цену, при этом воспользоваться различными государственными субсидиями.
Учитывая невозможность категоричного снижения цен на существующие модели даже при местном производстве, иностранные концерны начали выпускать новые экземпляры, такие как Renault Sandero или VW Polo-седан с интересными стартовыми расценками. Для получения прибыли, завоевания новой доли рынка зарубежные компании все же налаживают выпуск традиционных моделей в России. Сейчас активно проявляют себя французы – в апреле на заводе в Калуге начал собираться Peugeot 308, с июля – Citroen C4, осенью к ним присоединятся Citroen C-Crosser и Peugeot 4007.