Таганрогский автозавод весь месяц не покидает новостных лент. Вблизи от производственных мощностей кружат кредиторы и судебные приставы. Кроме того, Минпромторг заявляет, что наличие продукции завода в перечне участников программ господдержки находится под вопросом. Что происходит с предприятием, и чем в итоге сердце успокоится, пытаются выяснить и эксперты автомобильного рынка России.
Сгусток негатива вокруг Таганрогского автозавода начал образовываться в июле – в аккурат первого числа месяца СМИ распространили информацию пресс-службы Юго-Западного Банка Сбербанка РФ. Банк намеревался через суд истребовать с предприятия просроченную ссуду.
«К сожалению, ООО "ТагАЗ" продолжает нарушать условия кредитных договоров, по-прежнему не платит проценты за пользование кредитом. В этой связи Юго-Западный банк был вынужден принять тяжелое для себя решение – в соответствии с законодательством Российской Федерации взыскать с ООО "ТагАЗ" просроченную ссудную задолженность через арбитражный суд», – с сожалением признавал банк, напоминая, что история взаимоотношений начиналась в тяжелый для автопрома кризисный год. Кредиторы пошли навстречу ТагАЗу и заключили соглашение по реструктуризации основного долга и процентов, снизив процентные ставки по семи выданным кредитам.
Задолженность «ТагАЗа» перед ЮЗБ Сбербанка РФ составляет более шести млрд рублей. Однако «ТагАЗ», в свою очередь, направил иск к банку на 9,5 млрд рублей в связи с убытками, нанесенными заводу по кредитным договорам с банком. Дело будет рассматривать Арбитражный суд Ростовской области, если стороны не договорятся.
Сегодня в процесс вовлечены и судебные приставы. Пресс-служба УФССП РФ по РО сообщила, что исполнительное производство о наложении ареста на имущество ООО «Таганрогский автомобильный завод» в интересах Юго-Западного банка Сбербанка России находится на исполнении в одном из подразделений службы.
«Помимо этого, на исполнении в отношении ООО «Таганрогский автомобильный завод» находится сводное исполнительное производство о взыскании задолженности в пользу Юго–Западного банка Сбербанка России. Судебными приставами вынесено постановление о предоставлении информации о финансово-хозяйственной деятельности ООО "ТАГАЗ"», – уточняется в сообщении пресс-службы.
Пока имущество предприятия в относительной безопасности: банк уже трижды переносил даты начала производства. Последнее заявление приставы получили сегодня и отложили исполнение на 10 дней. Однако ситуация с кредиторами даже в случае ее разрешения может иметь для предприятия весьма негативные последствия.
Автомобили ТагАЗа могут исключить из программ поддержки автопрома – как льготного кредитования, так и утилизации. Это заявление сделал на пресс-конференции в РИА Новости глава департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга РФ Алексей Рахманов.
«Ситуация на "ТагАЗе" будет обсуждаться с основным кредитором – Сбербанком. Такая договоренность о встрече уже есть. И, безусловно, мы будем внимательно следить за тем, что будет происходить и на предприятии, и что будет происходить с теми моделями, которые в рамках договоренностей, достигнутых в 2009 году, были включены в различные программы государственной поддержки», – сказал Рахманов. Он подчеркнул, что в ситуации, в которой находилось предприятие весь прошлый год и начало текущего года, у министерства «есть ощущение того, что эта программа выполнена не будет».
Тем временем за взаимоотношениями автозавода с кредиторами пристально следят эксперты автомобильного рынка. Как сложится дальнейшая судьба предприятия – главная интрига последних дней. Дошло даже до слухов о том, что к заводу проявляет интерес КамАЗ и его акционер Daimler. Однако это развитие событий аналитик проекта ФинамАвто Алексей Захаров считает маловероятным, напоминая о том, что Сбербанк уже владеет собственным автопроизводителем. Компания называется «Объединенная автомобильная группа» (ОАГ).
«Она была зарегистрирована в середине мая, а владельцем ОАГ является дочерняя компания банка «Сбербанк Капитал», образованная в 2008 году. Одной из задач «Сбербанк Капитала» является работа с проблемными активами банка. ОАГ изначально задумывалась как управляющая компания для ижевского автозавода – Сбербанк является основным кредитором ИжАвто. Однако в число «проблемных автомобильных активов» банка входит и таганрогский автозавод. Было бы логично попробовать объединить эти две структуры в кооперацию. Объективные предпосылки для этого имеются. И ТагАЗ, и ИжАвто занимались сборкой автомобилей корейского альянса Hyundai-KIA. На российском рынке эти бренды чувствуют себя достаточно уверенно и нуждаются в производственных мощностях», – размышляет эксперт.
Администрация ТагАЗа от общения с журналистами уклоняется. Однако вскоре после того, как ЮЗБ СБ РФ придал огласке взаимоотношения с заводом, ТагАЗ выпустил пресс-релиз о начале сборки в Ростовской области автомобилей китайской марки BYD.