Рынок пассажирских перевозок в Ростове-на-Дону монополизирован. В этом убеждена областная прокуратура, которая сейчас проводит проверку работы МУ «Департамент транспорта». Надзорное ведомство требует как можно скорее провести новый конкурс среди перевозчиков и выбрать лучших.
По закону, такой конкурс муниципалитеты должны проводить раз в три года. Для участия в нем приглашаются все желающие перевозчики, а побеждают, по идее, те, кто сделает самое лучшее (читай – самое выгодное) предложение для города. В последний раз такой конкурс в Ростове проводился в 2005 году. Были выбраны девять автотранспортных компаний, которые и поставили свои автобусы на маршруты. Спустя три года договоры с ними были продлены автоматически. Прокуратура сочла это незаконным. «Указанные договоры с 2008 года администрацией продлевались незаконно, без проведения нового конкурса, – утверждает старший помощник прокурора Ростовской области Наталья Ахреева. – Кроме того, с 2006 по 2009 год еще 13 новых маршрутов были переданы для обслуживания транспортным предприятиям без проведения конкурса. В результате указанных действий администрации города, рынок пассажирских перевозок по городским маршрутам в настоящее время монополизирован, что нарушает права хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере транспорта, а также создает предпосылки для коррупционных действий должностных лиц». В ближайшее время, надо полагать, список этих маршрутов станет известен, и это может послужить поводом для отдельных разбирательств. Пока же и чиновников, и операторов волнует первый вопрос – новый конкурс.
Надзорное ведомство требует провести его незамедлительно. В случае чего даже грозит через суд «принудить провести конкурс в обязательном порядке». В Департаменте транспорта с требованием согласны. На вопрос, что же мешало это сделать раньше, в Департаменте пояснили: «Ждали закона». «Конкурсная документация уже готовится, – рассказала 161auto.ru заместитель директора МУ «Департамент транспорта» г. Ростова-на-Дону Елена Дедова. – Вопрос стоял в Федеральном законодательстве. Лишь в начале этого года вступило в силу постановление правительства №112, которое регламентирует правила пассажирских перевозок. Теперь мы идем по регламенту, и конкурс скоро состоится». Когда именно это произойдет, пока неизвестно.
Но сама новость о проведении нового конкурса вряд ли обрадует перевозчиков. И вовсе не потому, что они так себя замечательно чувствуют на отвоеванных маршрутах. «Сейчас участвовать в конкурсе? Это просто невозможно! – отчаивается генеральный директор ООО ТК «Авто-Лайн» Владимир Кожанов. – До кризиса мы, перевозчики, пошли навстречу городской администрации, которая попросила нас улучшить подвижной состав, поднять качество перевозок. Мы это сделали. Влезли в кредиты, в лизинг, купили новые автобусы. А потом грянул кризис. Пассажиропоток снизился, цены на топливо продолжают расти, я уже не говорю о ценах на запчасти – они просто астрономические. В этих условиях как компании подготовятся к конкурсу?» По словам руководителя транспортного предприятия, чтобы участвовать в таком конкурсе, мало привести в полный порядок весь подвижной состав. Одно из нововведений в требованиях к организации пассажирских перевозок – оснащение каждого автобуса навигационной системой ГЛОНАСС. На это у многих просто нет денег. «Многие транспортники, особенно те, кто поверил городским властям, закупили новые автобусы, сейчас на грани банкротства, – на условиях анонимности поделился информацией со 161auto.ru один из экспертов отрасли. – В городе уже есть прецедент, когда одна компания выкупила автобусы у другой – те просто не справились. Автобусы новенькие, куплены в лизинг. И это, скорее всего, не последний случай». Транспортники, которые пристально следят за успехами и поражениями друг друга, затрудняются ответить, какая из существующих на рынке компаний сейчас бы могла без затруднений принять участие в конкурсе. «Крупных игроков, способных самостоятельно охватить весь рынок, у нас нет, – убежден анонимный эксперт. – А подавляющее число операторов не готово к конкурсу. Так что если его вдруг объявят, и найдется победитель, вряд ли ему сразу удастся закрыть все маршруты. Департаменту придется договариваться с перевозчиками, чтобы не случилось транспортного коллапса в городе».