В декабре текущего года компании «ОНЭКСИМ» и «Яровит» готовы показать первые прототипы российских автомобилей с гибридной силовой установкой. В рамках проекта «Городской автомобиль» предполагается создать три модели: компактный хетчбэк, грузовик и спортивное купе. По плану производителей и инвесторов, эти автомобили попадут в массы уже летом 2012 года. Приблизительная стоимость хетчбэка составит порядка 10 тысяч долларов (300 тысяч рублей), цена остальных моделей пока неизвестна.
Информация о том, что российский миллиардер Михаил Прохоров готов проспонсировать проект по созданию уникального отечественного автомобиля, появилась еще в конце прошлого года. Тогда предполагалось, что это будет электромобиль, но в ходе разработки решили переключиться на гибридный вариант, более экономичный и удобный в эксплуатации. Схема работы гибридной установки последовательная: колеса приводятся в движение только от электромоторов, которые черпают энергию аккумуляторов и генератора, а последний работает за счет ДВС на бензине или газовом топливе. В целом принципиально нового в такой схеме нет, и производители делают ставки именно на сам факт: Россия созрела для собственных гибридных автомобилей!
«Проект высокорискованный, но мы тем не менее решили взяться за его реализацию, – рассказывает генеральный директор группы «ОНЭКСИМ» Дмитрий Разумов. – Концепция по-настоящему инновационная: в случае ее успеха будет создан принципиально новый бизнес, который окажет влияние на целый ряд наукоемких отраслей России».
Судя по эскизам, дизайн машин весьма своеобразный, в чем-то даже футуристический. Но если грузовая модель и купе на машину все-таки похожи, то «городская компактная легковушка» (определение ей не нашли еще даже сами разработчики, поэтому решили называть пока так) больше напоминает трейлер быстрого питания – передняя и задняя часть практически идентичны! Этакий тяни-толкай. Такая компоновка порождает ряд вопросов, к примеру каков будет уровень безопасности такого «бескапотника»? И как будет управляться автомобиль с такими пропорциями? Словом, дизайн концепта достаточно сомнительный, и очень хочется надеяться на то, что оригинал получит более конкретные и «практичные» очертания.
Некоторые данные по характеристикам «гибрида Прохорова»
Сейчас 51% акций проекта «Городской автомобиль» принадлежит компании «ОНЭКСИМ», которая спонсирует идею, и 49% ценных бумаг владеет питерский холдинг «Яровит», отвечающий за ее реализацию. По предварительным оценкам, стоимость проекта до запуска серийного производства составляет более 200 млн долларов. Эти средства должны распределиться на строительство и оснащение завода в Тольятти (не АвтоВАЗ), которое намечено на начало следующего года, а также на разработку концептов и проведение тестовых мероприятий. Большая по обывательским меркам сумма в реалиях автопрома – копейки. К примеру, запуск завода GM в Шушарах оценивался на момент открытия в 300 млн долларов, а завод Hyundai – в 400 млн долларов. И это только на строительство, без вливаний в разработку новых автомобилей, их испытание, сертификацию, продвижение! А стоимость вывода на рынок новых продуктов сама по себе может достигать очень «некислых» величин (подробнее).
Если бы разработчики остановились на варианте электромобиля, то речь бы шла уже о совсем иных вливаниях, поскольку деньги потребовались бы еще и на создание инфраструктуры для использования и обслуживания таких машин.
Помимо всего этого Прохоров объявляет перспективную стоимость гибридов до 7-7,5 тысячи долларов (210-230 тысяч рублей), если достичь объема производства в 100 тысяч единиц в год. Сейчас японские и американские аналоги стоят на порядок выше заявленных сумм. Средняя цена на гибридную Honda Insight в Штатах составляет примерно 19 тысяч долларов, а более современный и напичканный электроникой Chevrolet Volt, который появится уже в следующем году, планируют продавать за 30-40 тысяч долларов. Toyota Prius стоит в России порядка миллиона рублей, и пусть он более сложный, но выпускается давно и в гораздо больших объемах.
Непонятно, за счет чего проект должен себя оправдать – либо по причине нереального спроса, либо благодаря удешевлению материалов. На первый вариант я бы не рассчитывала, по крайней мере в первые годы: много ли найдется желающих стать подопытными кроликами для российских Кулибиных?
Впрочем, если помечтать, что цена новинки действительно не превысит 300 тысяч рублей, желающие найдутся. Но как обслуживать и ремонтировать подобные машины: кто будет этим заниматься, откуда брать комплектующие? Получается, что производители могут занять монополистическую позицию и работать с конкретными авторизованными сервисами, куда будут напрямую поставлять все запчасти. Наверняка такие детали будут закупаться только под заказ, а значит, это дополнительные временные затраты для клиентов и наверняка недешевое обслуживание.
«Вообще весь этот проект – из области фантастики, – считает генеральный директор компании «Эталон-Авто» Артем Боровик. – И сроки, и расчеты, и цена. Конечно, если есть у г-на Прохорова какое-то ноу-хау, неизвестное всему миру, то все возможно... А если серьезно, то сумма в 150 млн долларов может уйти только на строительство завода, причем нет никакой инфраструктуры, чтобы обслуживать эти машины. На сегодняшний день все это представляется утопией».
Несмотря на заверения руководителей проекта, что они уже нашли будущих поставщиков узлов и агрегатов и оформили всю конструкторскую документацию по платформе автомобиля, представить себе принципиально новую машину отечественного производства пока очень сложно. Во-первых, сомневаться заставляют упомянутые суммы на продвижение и запуск проекта. Во-вторых, мотивация самих инвесторов непонятна: неужели они настолько уверены в проекте, который пока вилами на воде писан, чтобы вливать туда большие деньги из собственного кармана? Путин в свое время сказал, что эти машины «имеют неопределенную аудиторию потребителей», и не стал рассматривать их даже в качестве варианта для Олимпиады в Сочи. Нашелся Михаил Прохоров, готовый выложить круглую сумму ради «развития инновационного направления в России», и Путин весьма охотно поддержал инициативу создать национальный гибрид. А тем временем выделил АвтоВАЗу еще 28 млрд рублей на осуществление плана развития и погашения долгов. Кстати, подозрительно само соседство нового завода с АвтоВАЗом – может, именно они те самые поставщики узлов и агрегатов?
Фото: Фото компании «ОНЭКСИМ»компании