Судьба велосипедного движения в Ростове-на-Дону решена. Уже в 2010 году в городе планируется построить свыше трех километров велосипедных дорожек и сформировать необходимую инфраструктуру. Первые маршруты уже не просто намечены – спроектированы. Цена первого этапа превысит один миллион рублей.
Куда деть велосипедистов, в Ростове задумываются не один год. На городских магистралях они – persona non grata: на проезжей части их присутствие вызывает откровенное недовольство водителей, если велосипед едет по тротуару, не рады пешеходы. Идея создать велосипедные дорожки по аналогии с Европой попросту витала в воздухе. К анализу дорожной ситуации и разработке планов развития велодвижения приступила специальная рабочая группа. И вот эксперты предоставили результаты исследований.
«Велосипедное движение сегодня возрождается. За последние годы число велосипедов, продаваемых в городе, увеличилось в шесть раз, а в городе создается общественная организация «Велоростов», которая объединит порядка трех тысяч человек», – говорит начальник отдела организации дорожного движения Департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения Павел Цыганок, сразу отметая назревший вопрос о численности велосипедистов и, соответственно, – целесообразности создания велодорожек.
При содействии ГИБДД, говорит он, рабочая группа составила карту передвижения велосипедистов, на самые популярные маршруты наложили данные о наиболее аварийных местах, где велосипедисты откровенно подвергаются опасности. Как выяснилось, точкой притяжения ростовских велосипедистов служит улица Пушкинская. С привязкой к ней и составлены первые пилотные маршруты.
«В качестве основных объектов привязки для создания пилотных веломаршрутов стали ЮФУ, РГСУ, РГМУ, ДГТУ, СКАГС и общежития вузов, ДГПБ, парк имени Максима Горького, парк Революции, парк Первого мая, Студенческий парк, стадион «Динамо», бассейн «Волна», стадион «Трудовые резервы», Покровский сквер, Дом кино, кинотеатр «Ростов», музыкальный театр», – рассказывает представитель рабочей группы. По сути, пилотные маршруты как раз и пройдут в границах улиц Текучева и Пушкинской и переулками Соборный–Нахичеванский. Общая протяженность маршрута составляет более 3,3 км. Велосипедные дорожки будут делать за счет пространства тротуаров, проезжая часть, как опасались автомобилисты, не пострадает. Параллельно в рамках проекта планируется построить велопарковки, сформировать сеть пунктов проката и сервиса.
«Затраты – 482 тысячи рублей, непосредственно на велодорожки требуется 826 тысяч, на парковки – от 38 до 150 тысяч в зависимости от используемых материалов и выбранного проекта», – подводит итог Павел Цыганок.
На следующем этапе развития велодвижения дорожки свяжут Ворошиловский, Советский и Октябрьский районы с центром города. В перспективе также планируется организовать маршрут вдоль русла реки Темерник. Уже идет разработка этого проекта, и эксперты считают, что воплощение в жизнь этой идеи положительно скажется на развитии туризма в донской столице.
Мэр Ростова-на-Дону Михаил Чернышев отмечает, что администрация готова на затраты и переосмысление пространства. Главное, чтобы работа не пропала зря, и на велодорожках появлялось более чем два человека в месяц. Разработчики подчеркивают, что велодорожки как раз и будут строиться по уже существующим, но «диким» маршрутам, которые пользуются спросом, но сегодня представляют опасность для любителей экологически чистого транспорта. А формирование «велопространства» привлечет на сторону велосипеда новых поклонников.
«Учитывая интенсивность автомобильного движения в нашем городе, велосипед может стать новой идеологией в борьбе с заторами и наиболее привлекательной альтернативой автомобилю. Но при этом надо тщательно продумать вопросы безопасности. Ведь при ДТП велосипедист рискует своим здоровьем значительно больше, нежели водитель автомобиля», – отмечает Михаил Чернышев.
Глава администрации Пролетарского района Ростова-на-Дону Александр Огарев считает, что у развития велодвижения в Ростове – большое будущее. Однако идея потребует определенных усилий – прежде всего, физических, – от самих чиновников.
«В 80-е годы я жил в одном доме с нашим знаменитым Михаилом Бушновым И вот я помню, как он одно время ездил на репетиции и спектакли на велосипеде. Здоровым образом жизни это, конечно, назвать было сложно – он во время езды еще и курил трубку. Но я хорошо запомнил, что после этого человек 20 из нашего дома купили велосипеды и начали ходить на «Трудовые резервы». Я от себя лично могу сказать, что в этом году куплю велосипед и поеду», – заверяет Александр Огарев.