Как ни крути, а внедорожники уже достаточно прочно вошли в нашу жизнь. Настолько, что от первоначального предназначения этих машин осталась лишь способность ездить там, где другие не проедут. Мало того, внедорожники как класс стали делиться на более частные случаи, к примеру, кроссоверы, которых сейчас становится все больше. Само слово «джип», которым принято называть любые машины повышенной проходимости, хоть и распространено повсеместно, все же никак не станет официальным названием. Как известно, «джип» – торговая марка, принадлежащая американскому автоконцерну Chrysler. Последний настаивает, что внедорожники – они и в Африке внедорожники, а джип – это Jeep. Слово, кстати, родилось из аббревиатуры, которой создатели наградили одну из первых моделей этого типа – GP, что расшифровывалось как «General Purpose», то есть «общего назначения». Годы шли, назначение осталось, название прилипло, а откуда все началось – никто уж и не упомнит.
А началось все с войны. Армия США, задолго до открытия второго фронта, объявила конкурс на создание вездехода для командования и разведки. По понятным причинам тяжелая техника для этого не годилась: многотонные машины были слишком шумными и неповоротливыми. Обычные автомобили на испещренных бесконечными бомбежками дорогах (если эти дороги вообще были) не могли похвастаться ни устойчивостью, ни маневренностью, ни проходимостью.
Конкурс был объявлен в мае 1940 года. Армейские главнокомандующие времени на все про все отвели всего лишь несколько месяцев. Из-за этого принять участие в конкурсе смогли лишь два производителя – «Willys-Overland Motors» и «American Bantam». Чуть позже к разработке приступил Ford, специалисты которого вскоре представили своего «Пигмея». Первый этап конкурса завершился победой детища Форда, однако пройти дальше у модели не получилось.
«Виллис», в свою очередь, при создании разведывательного джипа поступил вполне по-военному: нехитрым способом промышленного шпионажа заполучил чертежи «Бэнтема» и частично воспроизвел внешний облик конкурента. К тому моменту, как это стало достоянием общественности, «Бэнтем» был уже банкротом и получить свое уже не мог.
В начале 1941 года правительственная комиссия приняла разработки всех трех участников конкурса, одновременно уточнив некоторые технические требования к автомобилям. Тем не менее, без «призов» не остался никто: каждый конкурсант получил заказ на производство полутора тысяч машин.
Через полгода комиссия еще раз пристально присмотрелась к продукции всех трех производителей. Победил «Виллис», чем разрушил было все надежды Ford получить крупный правительственный заказ. «Бэнтем» даже при всем желании не смог бы справиться с производством огромной партии, к тому же конструкция разработанной модели несколько не соответствовала требованиям армии: машина была тяжелее, хотя на испытаниях без труда справлялась с необходимыми маневрами.
«Виллису» не помешало даже то, что завод сорвал сроки выпуска первых полутора тысяч машин. В серийное производство была запущена модификация, получившая индекс «Willys MB». Ford, несмотря на проигрыш, тоже не остался в стороне: в начале 1942 года на его заводах начали производить «Виллисы» под другим именем – Ford GPW.
«Willys MB» стал поистине массовым армейским джипом: с учетом фордовских аналогов с конвейеров сошло более 650 тысяч таких машин. Значительная их часть поставлялась союзникам: в Советский Союз первые партии стали поступать уже в 1942 году, при этом наряду с «MB» Красная Армия получила и почти всю серию «MA». «Виллисы» использовались не только как командирские автомобили, но и как тягачи для противотанковых пушек. За три года было закуплено более 50 тысяч вездеходов: как ни крути, а показали они себя очень хорошо, отличившись неприхотливостью к погодным условиям и выносливостью. После войны модель была модифицирована для гражданского использования и перенесла еще несколько модификаций, пока, наконец, не пришла к современному виду, известному как Jeep Wrangler.
В Советском Союзе в годы Великой Отечественной выпускались и свои военные легковые автомобили. Первой внедорожной «ласточкой» стал ГАЗ-64, уже в 1942 замененный сначала моделью ГАЗ-67, а чуть позже модифицированный до индекса «67Б». Остроумные красноармейцы тут же прозвали советский внедорожник «Иван-Виллисом», подчеркнув этим и внешнюю схожесть с американским аналогом, и отдав дань русским «корням» машины.
По иронии судьбы, облик ГАЗ-64 копировался не с «Виллиса», а с Bantam BRC40, внешний вид которого, как мы помним, стал основой и для «Willys MA». Получив команду от Наркома тяжелого машиностроения создать аналог, группа разработчиков потратила менее двух месяцев на создание образца – от проекта до прототипа. Сжатые сроки заставили создателей использовать значительную часть деталей от других моделей, выпускавшихся в те годы
на Горьковском автозаводе. Всего выпустили 672 машины: завод сильно пострадал от бомбежек и, восстановившись, перешел к выпуску усовершенствованной версии под индексом «67». Прозвище «Иван-Виллис» перешло и на эту модель. Кроме того, красноармейцы называли ГАЗ-67 «козликом» и «блохой-воином».
В отличие от первоначальной модели, 67-ая получила расширенную до 1446 мм колею. Соответственно был переделан кузов: автомобиль, наконец, стал достаточно устойчивым на бездорожье. К окончанию войны было выпущено без малого пять тысяч машин, но и в послевоенные годы выпуск продолжился. Вплоть до 1952 года модифицированные ГАЗ-67Б продолжали сходить с конвейеров, пока не пришло время уступить место новой модели – ГАЗ-69.
Именно эта модель показала все возможности массового производства автомобилей в СССР: за два десятилетия их выпустили порядка 600 тысяч единиц. ГАЗ-69 экспортировались в десятки стран мира, кроме того, уже в 1957 году выпуск этой модели был налажен в Румынии, а еще через пять лет – в Северной Корее.
«Преемственность» моделей продолжилась в 70-х годах. Внедорожник поменял название и стал именоваться УАЗ-469. Получившийся джип заслуживает отдельной статьи, тем более, совсем недавно Ульяновский автозавод принял решение возобновить его производство. Пока отметим лишь, что «бобик» стал чуть ли не первым военным вездеходом в СССР, адаптированным для гражданского использования, хоть и использовался в основном для нужд МВД.
За океаном такой преемственности не было. Вместо того чтобы раз за разом модифицировать существующие военные джипы и присваивать получившимся моделям новые индексы, американское Министерство обороны в конце 70-х годов объявило конкурс на создание принципиально новой машины. Получившаяся модель получила совершенно непроизносимое название в лучших традициях советских многоэтажных аббревиатур: HMMWV, что расшифровывалось как «High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle», или по-русски – «высокомобильное многоцелевое колесное транспортное средство». По сравнению с «Виллисом» возможности HMMWV впечатляли: кажущийся неуклюжим угловатый монстр массой в две с половиной тонны разгонялся до 144 км/ч, а под его капотом крутился восьмицилиндровый мотор объемом 6,5 литра, развивавший мощность до 160 лошадиных сил.
Его гражданский вариант сейчас известен всем и каждому: это Hummer. Название появилось как совмещение слов Hammer (молот) и Humvee, как американцы произносили громоздкую аббревиатуру оригинала.
Что характерно, военная техника стала очень популярной в «гражданском» применении. Армейские джипы широко распространились на мирных дорогах, и экспансия продолжается: неспроста разработчики продолжают модифицировать все новые и новые модели, тем самым в некотором смысле стирая грань между войной и миром.