Развитие сети автодорог в Ростовской области связано с водой и воздухом. Строительство нескольких крупных магистралей потребует воплощения в жизнь двух крупных проектов. Это – расширение Ростовского универсального порта и создание «Южного хаба».
Ростовская область на пороге революции транспортной инфраструктуры. Начинается реализация двух крупных проектов, которые сделают регион крупнейшим транспортным узлом юга России. И хотя земли проекты формально не касаются – связаны они с водой и воздухом – усовершенствовать сеть автодорог все равно потребуется. Каким образом это будет происходить, участники процесса задумываются уже на начальной стадии воплощения идей.
Ростовский универсальный порт – проект принципиальный и знаковый не только для региона, но и для федерального центра. Посетивший Ростовскую область с рабочим визитом замминистра транспорта России Андрей Недосеков отмечает: реализация проекта для министерства принципиально важна.
«Почему? В России только два таких проекта. В Казани это Свияжск, где соединены три вида транспорта – внутренний водный, железнодорожный и автомобильный. И здесь у нас тоже как раз мультимодальный центр, который должен развязать потоки трех видов транспорта. Я считаю, что это совершенно новый подход, и мы очень рады, что именно здесь, в Ростовской области, это происходит», – говорит заместитель министра.
Проект реализуется в рамках государственно-частного партнерства с 2006 года. Инвестор – Азово-Донское пароходство – при поддержке властей уже ввел в эксплуатацию первую очередь причальных комплексов мощностью до трех миллионов тонн грузов в год. К 2013 году Ростовская область получит мощный мультимодальный транспортно-логистический узел, который обеспечит солидные налоговые отчисления и рабочие места для тысячи специалистов. Цена вопроса – около двух миллиардов рублей.
«Основное условие – понимать дальнейшие транспортные потоки, как сеть автодорог справится с возникшим потоком груза. И нам очень важно, чтобы инвестор дал свое понимание – каким транспортом, в какой пропорции все это планируется, – резюмирует Андрей Недосеков.
Как отмечает заместитель главы администрации Ростова-на-Дону по дорожному комплексу Виктор Кочерга, перспективы дорожного строительства уже прозрачны. Благодаря развитию порта город получит несколько крупных транспортных развязок.
«Мост в створе Сиверса – это первый этап развития улично-дорожной сети. Дальше – это расширение подъезда к Ростову. И основная магистраль, которую мы должны построить – это рокадная автомобильная дорога, которая соединяет западный подъезд к Ростову-на-Дону и южный подъезд. Здесь у нас существует два подхода. Первый, который мы совсем недавно увидели в задании на развитие мультимодального коридора – это строительство дороги протяженностью 6,5 километра, количество полос шесть, с развязками в разных уровнях, с примыканием к федеральной автомобильной дороге и переходу в створе улицы Сиверса. По предварительным оценкам, цена вопроса составляет около трех миллиардов рублей. К сожалению, таких средств у нас не предусмотрено в этом проекте.
Три года назад Ростов по поручению губернатора начал проектировать эту дорогу, но несколько в другом формате, два этапа – на первом четыре полосы движения, на втором – шесть полос движения. Первый участок 1,8 км – в стадии завершения разработки ПСД, и мы рассчитывали его построить за тот миллиард, который есть в программе, и приступить к проектированию второго этапа, который пройдет по территории с примыканием к западному обходу», – рассказал Виктор Кочерга. Он отметил, что строительство этой дороги, у которой уже есть имя – Луговая-2 – необходимо не только для развития порта, но и для того, чтобы приступить к ремонту нынешней Луговой.
«Очень сложный участок дороги, дорога оказалась ниже отметки реки Дон и не имеет водоотвода, поэтому всегда вот в таком неприглядном состоянии. Вот построим рокаду Луговая-2, отдадим туда транспортные потоки, и тогда сможем реконструировать Луговую-1 с учетом вопросов водоотведения и возможно там будет построена напорная канализация», – говорит Виктор Кочерга.
Заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Евгений Дитрих отмечает: самое главное – проанализировать востребованность столь крупных магистралей. И если спроса не будет, не строить лишнего.
«Ощущение, которое складывается при осмотре проекта на первый взгляд – на первых порах работы нам не потребуется эта пропускная способность. Вполне возможно, что это нужно делать поэтапно. Поэтому надо определить схему транспортных потоков и уже исходя из них вести проектирование рокадной дороги. Второй момент. Нужно рассматривать возможность соединения Сиверса и западного обхода, именно эта дорога нам нужна в первую очередь. Что касается продления рокадной дороги до южного подъезда – не будет ли это излишним участком? Если транспорт будет выходить из порта по развязке на Сиверса, то он и так будет попадать на М-4», – рассуждает Евгений Дитрих.
Такой же подход – в рамках целесообразности – федеральные власти рекомендуют соблюдать и при реализации еще одного масштабного проекта – «Южного хаба». Пока только начинается выбор площадки, куда будет вынесен ростовский аэропорт. Однако уже понятно, что для нормальной работы крупного транспортного узла, который сможет принимать до 12 миллионов пассажиров в год, потребуется усовершенствование автомобильной сети.
«Наиболее привлекательный вариант – Батайск. Его огибают с двух сторон автодороги, рядом расположен железнодорожный узел, это решит вопрос создания ТЗК и подвоза топлива. Но есть ограничения по инфраструктуре, по росту. Грушевское направление – там нужно строить дорогу в створе М-4, решать по железнодорожным подходам. Но там рядом Новочеркасск, проблема решаема. У каждой площадки – свои плюсы и свои ограничения», – рассуждает замгубернатора Ростовской области Дживан Вартанян.
В любом случае, оптимальный вариант, который устроит инвесторов, власти и жителей региона, будет найден. Как подчеркивает Андрей Недосеков, в Ростовской области вопросам транспортной инфраструктуры уделяют особое внимание.
«Именно в этом регионе уделяют большое внимание вопросам транспортной инфраструктуры. И самое главное – очень точный, очень скрупулезный, выверенный подход. Здесь мы не испытываем никакого дискомфорта, все обязательства выполняются, все помнят как начинали, и нам очень комфортно работается в регионе. Фактически мы только ставили вопросы, которые нам мешали, и губерния очень быстро их решала», – подводит итог замминистра транспорта России.