Как будет работать система платных автодорог, определило Правительство РФ. Обнародованы Правила оказания услуг по организации проезда по платным магистралям России. Текст документа отвечает на ряд организационных вопросов. Единственное, что остается неопределенным, это стоимость проезда.
Ночью дешевле?
Как и любая возмездная услуга, пользование платной автодорогой предполагает договорные отношения. Исходя из текста приложения к правительственному постановлению, договор вступает в силу в четырех случаях: когда водитель уже выезжает на платный участок, оплачивает проезд в специально оборудованной для этого точке, приобретает талон либо же техническое средство автоматической электронной оплаты. При этом размер оплаты устанавливает оператор платной магистрали. Стоимость проезда может быть фиксированной либо же меняться – в зависимости от времени суток, в рабочие либо выходные дни и даже в определенное время года.
Однако при этом за основу он должен взять методику и предельные величины, которые установят российские власти. Оператору не возбраняется вводить скидки и систему льготного проезда. Но в любом случае, подчеркивается в документе, пользование платной магистралью остается делом добровольным. Участки, на которых предполагается взимание платы, должны быть обязательно обозначены информационными щитами с указанием длины участка, описанием альтернативного бесплатного маршрута. Стоимость проезда также должна быть известна заранее. При этом платить автомобилист должен только за проезд, гласит текст. Никаких дополнительных сборов за красоту пейзажа, уникальное покрытие, музыкальное сопровождение в пути и прочие радости жизни.
Сколько стоит километр платного пути, пока остается неизвестным. Даже высшие государственные чиновники называют лишь приблизительные цифры. Так, в эфире телеканала «Вести» глава Минтранса Игорь Левитин назвал «коридор» от одного до пяти рублей. «Это будет зависеть от сложности дорожного участка и типа транспортного средства», – уточнил министр.
Долг оператора
Несмотря на непопулярность самой идеи платных автодорог у российских автовладельцев, постановление вводит беспрецедентную для современной России возможность – с владельца автодороги, данные о котором также должны быть на информационном щите, можно будет спросить, исходя из законодательства о защите потребителей. Документ четко прописывает параметры услуги, которую должен предоставить оператор. Начнем с того, что поломавшуюся на трассе или попавшую в ДТП машину владелец магистрали должен будет бесплатно и собственными силами доставить на специальную охраняемую стоянку. Первые сутки автомобиль пробудет на стоянке бесплатно.
Состояние платной автодороги должно соответствовать нормативным требованиям, гласит текст правил. О том, что на участке затруднено движение, есть затор либо же произошло ДТП, оператор также обязан сообщить автовладельцам до того как они заплатили за проезд и пересекли «платную» черту. Кстати, оперативно ликвидировать последствия ДТП и снова открыть трассу для беспрепятственного проезда также в интересах оператора. Кроме того, на всех пунктах приема оплаты должны иметься жалобные книги.
Дорогое лето 2010-го
Вполне возможно, что увидеть описанный правительством механизм в действии жители Ростовской области смогут уже в июле. По оценке Межрегионального общественного центра «За безопасность российских дорог», именно к этому месяцу система платных дорог может заработать. По данным организации, государственная корпорация «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор») получит в доверительное управление несколько федеральных автодорожных объектов к 1 мая. Согласно распоряжению правительства в доверительное управление «Автодора» будут переданы трассы М-4 «Дон» (от Москвы до Новороссийска) и участки на трассе М-1 «Беларусь» (от Москвы до границы с Республикой Беларусь). После завершения передачи объектов на баланс «Автодора» их использование может стать платным для владельцев транспорта.
Поскольку о введении платы за проезд по закону необходимо объявить за 60 дней до вступления решения в силу, то отправиться к морю за деньги, но по соответствующей нормативам трассе, можно будет уже с 1 июля. Официально сроки пока не комментируются. Однако по данным региональных властей, Ростовская область уже готова к внедрению системы платных автодорог.
«В Ростовской области нет проблем с альтернативными маршрутами объезда. Дублеры есть на любом участке, так что у водителя будет возможность выбора. Другое дело, что объезд может быть намного длиннее платного маршрута», – обрисовал ситуацию заместитель губернатора РО Дживан Вартанян.
Впрочем, сроки открытия первых платных автодорог в России – пока также вопрос открытый. Еще в декабре минувшего года в региональном минавтодоре сообщали, что платные участки появятся в регионе не ранее 2016 года. Первыми на очереди – участки Лиховская–Новочеркасск и Батайск – граница с Краснодарским краем. Ожидается, что в 2010 году их выведут из федеральной собственности. Но затем потребуется реконструкция с обязательным расширением до четырех полос.