Южнороссийские спасатели намерены окончательно и бесповоротно завоевать небо над трассой М-4 «Дон». В 2010 году вертолетов, стоящих на вооружении МЧС, станет больше. Авиация сработает там, куда не успеют прибыть наземные службы спасения.
Унесшая 21 жизнь авария под селом Самарское заставила власти всех уровней задуматься о многих вещах. В их числе – и скорость оказания экстренной медицинской помощи. И хотя высочайшее качество оказания медицинской помощи – выживших буквально собирали по кусочкам – не обсуждается, тема «ускорения» работы оперативных служб прозвучала на самом высоком уровне. О необходимости завоевывать небо заявил летом минувшего года на совещании, посвященном анализу причин крупнейшей автокатастрофы 2009 года, глава МЧС РФ Сергей Шойгу.
«За время проведения эксперимента в Москве и Санкт-Петербурге в течение четырех лет более тысячи пострадавших были доставлены в больницы при помощи вертолетной техники. Считаем крайне необходимым включение предложений, во всяком случае, на первом этапе по трем трассам – это трасса «Дон», трасса на Санкт-Петербург и трасса на Казань», – на совещании, которое проводил Президент РФ Дмитрий Медведев, рассказал глава чрезвычайного ведомства.
Как уточнил в интервью редакции 161.ru начальник Южного регионального центра МЧС России Александр Колупаев, сегодня вертолетные площадки в ЮФО являются не просто реальностью, а действенным механизмом спасения.
«Проблема обсуждалась с руководством всех районов Краснодарского края и Ростовской области, через которые проходит трасса М-4 «Дон». Решено, что в каждом из этих районов будут оборудованы вертолетные площадки. Соответствующие документы проработаны со всеми муниципальными образованиями. С каждым районом согласован вопрос по размещению и базированию таких площадок. У нас вертолеты базируются в Сочи, Ставрополе, Кабардино-Балкарии, Астрахани, ну и, разумеется, в Ростовской области», – отметил Александр Колупаев.
По его словам, сегодня у ЮРЦ МЧС в наличии шесть винтокрылых машин – типа Ми-8 и Ка-52. И пока единственная проблема в их работе – они могут сесть далеко не на каждой площадке.
«Поэтому уже в этом году будет приобретено еще четыре легких вертолета иностранного производства. Председатель правительства России поставил нашим авиастроителям задачу на разработку легкого вертолета отечественного производства, над этим сейчас работают авиастроители в Казани и Башкирии. Но пока отечественных машин нет, будем использовать иностранные. При этом четыре из десяти вертолетов мы планируем нацелить только на выполнение задачи по обеспечению трассы М-4 «Дон». Такие же мероприятия будут проводиться на трассе Москва – Нижний Новгород. Будем работать в контакте с ними, обмениваться опытом», – резюмирует Александр Колупаев.
Увеличение вертолетного парка, добавляет он, жизненно необходимо. Ведь сегодня на подразделения МЧС фактически возложены функции санитарной авиации. МЧС задействует вертолеты для доставки пострадавших в случае, если транспортировка другим образом невозможна: к примеру, при спасении альпинистов.
Как рассказывала в одном из интервью министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова, развитие «спасения по воздуху» на федеральных трассах в 2010-2011 году будет носить характер пилотного проекта для нескольких регионов. Если винтокрылые машины покажут себя хорошо, опыт использования распространят на другие субъекты федерации. В том, что вертолеты докажут свою эффективность, медики не сомневаются. Поскольку доказательств здесь особо и не требуется.
«Россия – единственная из стран «большой восьмерки», которая не использует вертолет при оказании медицинской помощи пострадавшим в ДТП», – констатировал в ходе одного из выступлений легендарный врач Леонид Рошаль.