Десять лет сельские школы Ростовской области получают специальные автобусы для перевозки детей. Несмотря да столь долгий срок и очевидную пользу этой работы, проблемы в сфере детских перевозок есть и сегодня. Как работает программа и что мешает говорить о полной безопасности, обсуждают педагоги, чиновники и сотрудники ГИБДД.
ГАЗ – школам
По словам главного специалиста отдела общего образования и воспитательной работы министерства образования Ростовской области Тамары Ивановой, за десять лет было поставлено свыше тысячи автобусов для школ Ростова-на-Дону и области. Основными поставщиками школьных автобусов стали отечественные автопроизводители. Наиболее востребованными являются автобусы вместимостью до 11-ти и до 22-х мест.
Автомобилестроители «Группы ГАЗ» все поставляемые в рамках нацпроекта автобусы полностью адаптировали к условиям перевозки детей в сельской местности - это и специальные сидения, и ремни безопасности. Всего разработанные требования к школьным автобусам включают около 40 условий, направленных на обеспечение безопасности и комфорта детей при перевозке. Также есть ограничение на максимальную скорость школьного автобуса до 60 километров в час. При этом автобусы окрашены в ярко-желтый или оранжевый цвет, на них нанесена световозвращающая маркировка, специальные опознавательные знаки и надписи.
Школьные автобусы для массовой перевозки детей в школы первыми ввели США. Сейчас в Америке около 480 тысяч школьных автобусов. Конструкция всех школьных автобусов снабжена дополнительными рамами жесткости – автобус не сомнется даже при сильном ударе. К тому же правила дорожного движения в Северной Америке дают наивысший приоритет школьным автобусам. По статистике, школьные автобусы в США – самый безопасный вид транспорта
В 2007 году были отправлены 1399 автобусов марок КАВЗ и ПАЗ в российские школы. А в 2008 году объем поставок был увеличен до 1650 школьных автобусов.
«Автобусы, поставляемые в Родионово-Несветайский район, – КАВЗы, ПАЗы и «Газели» – соответствуют государственным стандартам, в том числе по требованиям травмобезопасности, – утверждает начальник хозяйственно-эксплуатационной службы управления образования Родионово-Несветайского района Виктор Москаленко. – Они оборудованы ремнями безопасности, устройствами ограничения скорости (не более 60 км/час), дополнительными тормозными системами, имеют кнопку громкой связи, соблюдены расстояния между сидениями и величина форточек в окнах.
То количество школьных автобусов, которым располагают местные учебные заведения района, абсолютно хватает для перевозки школьников. Плановое обновление автобусного парка происходит в среднем один раз в два года. На обслуживание автобусов выделяется ежегодно около 330 тысяч рублей. На территории Родионово-Несветайского района существует 13 учебных учреждений, которые располагают 26 автобусами. Ежедневно на школьных автобусах перевозится около 550 человек».
«Дорога к школе» в Ростовской области
Ростовская область одной из первых в России начала работать по программе «Школьный автобус», и сегодня школьные автобусы есть практически в каждой донской школе, учащиеся которой не могут добраться до места учебы самостоятельно.
«В распоряжении нашей школы находится три школьных автобуса для перевозки детей из таких населенных пунктов как Ново-Егорьевка, хутор Павленков, а также из отдаленных районов Родионовки, – рассказывает директор МОУ Родионово-Несветайской СОШ №7 Ирина Волкова. – В нашей школе учится около 650 человек, и шестую часть от них мы перевозим на школьных автобусах ежедневно».
По утверждению заместителя губернатора Ростовской области Александра Бедрика, ни в одном регионе РФ нет такого количества автобусов, которые каждый день возят детей в школы. Реализуя программу «Дорога к школе», образовательные учреждения области получили свыше тысячи школьных автобусов.
Аспекты перевозок
Работа по перевозке школьников строится следующим образом – при поступлении в школу родители ребенка подают заявление для пользования услугами школьного автобуса, в школе составляются списки перевозимых детей и, исходя из них, разрабатываются маршруты и график движения автобусов, которые утверждаются в ГИБДД. Как правило, школьные автобусы делают по несколько рейсов, поскольку за один раз не могут перевезти. В каждом автобусе на маршруте находится ответственный учитель, назначенный директором школы, который следит за количеством детей и за порядком.
«Два раза в день – перед выездом на маршрут и после возвращения – все автобусы проходят технический контроль, а водители – проверку в больнице на состояние здоровья и наличие алкоголя в крови, – рассказывает заместитель директора Родионово-Несветайской СОШ №7 по хозяйственной части Евгений Ушанев. – Около чеси часов утра водитель выезжает за детьми, и в четыре вечера он возвращается в школу»
Все школьные автобусы должны проходить государственный технический осмотр два раза в год, и, как минимум, четыре раза в год старший государственный инспектор технического надзора отделения ГИБДД района должен осуществлять их выпуск на маршрут, проверяя техническое состояние на месте.
«Почти все школьные автобусы (около 90 процентов) в нашем районе – относительно новые – с 2005 по 2008 годы выпуска, – утверждает старший государственный инспектор технического надзора отделения ГИБДД Родионово-Несветайского района капитан милиции Алексей Шилов. – Вообще, за пять лет произошло серьезное увеличение школьного автобусного парка благодаря национальному проекту «Образование» и программе «Дорога к дому», по которым мы получили десять автобусов. Всего четыре года назад школы района располагали только 16 автобусами».
По словам директора Родионово-Несветайской СОШ №7, автобусы забирают детей на специально оборудованных остановочных комплексах. На территории школы есть предусмотренная площадка для разворота автобусов.
«Во внеурочное время, на каникулах на этих автобусах мы вывозим детей в кинотеатры, театры, на соревнования и школьные олимпиады. Естественно, никаких коммерческих перевозок мы не осуществляем», – говорит Ирина Юрьевна.
Проблемный маршрут
Органы местного самоуправления во многих муниципалитетах ответственность за обследование маршрутов переложили на сами школы. А между тем опасных участков на дорогах к учебным заведениям, по данным УГИБДД по Ростовской области, еще немало. В число проблемных территорий попали Гуково, Новошахтинск, Красный Сулин, Зверево, Усть-Донецкий район. Отсутствие во многих районах специально оборудованных школьных остановок, пришедшие в негодность барьерные ограждения на железнодорожных переездах, отсутствие дорожных знаков, разметки, просадка люков, выбоины – все эти недочеты могут привести к трагическим последствиям.
Не соответствовали до последнего момента жестким требованиям дорожно-транспортного законодательства и большинство верхнедонских школьных маршрутов. Черный список таких территорий уже завели у себя министерство образования, УГИБДД и госавтонадзор. На особый контроль тему школьных перевозок взяла комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения при администрации Ростовской области.
«Близится новый учебный год, поэтому мы должны уделить максимум внимания перевозкам детей на школьных автобусах, – считает начальник отдела пропаганды УГИБДД по Ростовской области Галина Давыдова. – На мой взгляд, помимо обеспечения безопасности движения школьных автобусов, что само собой разумеется, задача дорожных служб состоит в создании максимально благоприятных и комфортных условий перевозок, максимально уменьшая усталость детей во время дороги».
Василий КРАДИНОВ