Точку в деле ростовских поджигательниц машин поставил суд Ворошиловского района. Юные ростовчанки 19 и 18 лет получили небольшие сроки заключения, которые отбудут в колонии-поселении. Приговор девушки восприняли оптимистично: даже взятые под стражу, они с удовольствием позировали фотокорреспондентам.
Журналисты-завсегдатаи судебных процессов отмечали с удивлением: такого «веселого» суда они не видели давно. Впрочем, процесс ростовских поджигательниц удивлял изначально. В ночь с 24 на 25 августа 2008 года злоумышленники сожгли восемь легковых машин различных марок и одну «газель». Серия поджогов на Северном по времени совпала с разгулом пироманов в Москве: немудрено, что милиция направила все силы на скорейший розыск подозреваемых. Спустя сутки «злоумышленников» задержали: в поле зрения милиционеров попали две студентки 18 и 17 лет, которых в ночь поджогов видели недалеко от мест, где горели машины.
«Все делалось в состоянии алкогольного опьянения, – заявил на пресс-конференции по задержанию замначальника управления уголовного розыска ГУВД по Ростовской области Андрей Дрюков. – Девушки разговаривали, вспомнили московский ажиотаж с поджогами автомобилей, решили: а чем Ростов хуже? Все. Никакой экономической или социальной подоплеки в их действиях не обнаружено. Они просто шли пьяные и поджигали те машины, что встречались у них на пути, а потом стояли и любовались зрелищем».
Девушкам предъявили обвинение по ч.2 статьи 167 УК РФ. Совершеннолетнюю Кристину Броваренко взяли под арест, ее 17-летняя «подельница» Марина Зинкина до приговора находилась под подпиской о невыезде. Процесс в общей сложности длился чуть более месяца. Особых подробностей в ходе процесса журналисты не узнали: уточнялись лишь «мера и степень». В частности, алкогольного опьянения. Бабушка одной из девушек рассказала суду, как в тот роковой вечер попросила внучку передать матери трехлитровую банку вина. Домой Кристина и Марина его так и не донесли: выпили во время «ночной прогулки». Кроме того, выяснилось, что изначально девушки хотели поджечь... подстанцию. Но идти до нее было далековато, поэтому и ограничились автомобилями.
Суд признал девушек виновными в умышленном уничтожении имущества путем поджога и назначил Кристине Броваренко 10 месяцев лишения свободы, а Марине Зинкиной – девять месяцев лишения свободы. Девушки будут отбывать наказание в колонии-поселении. При этом Кристине осталось «отсидеть» лишь три месяца – суд учел семимесячное содержание в СИЗО до начала суда. Адвокат Кристины Броваренко Василий Баскаков все же отмечает, что в случае ее подзащитной можно были ограничиться и условным наказанием.
«На момент совершения преступления она страдала психическим расстройством, что усугубилось принятием алкоголя. Дисоциальное расстройство личности в стадии декомпенсации – так звучал диагноз. Если рассматривать этот момент в ракурсе наказания, то состояние алкогольного опьянения прошло, и она стала нормальным членом общества, исправлять ее уже не требуется. Люди в местах лишения свободы не исправляются, все-таки это не самая лучшая среда. Плюс она явно не будет получать надлежащее лечение. Кроме того, Кристина беременна, она уже подала заявление в ЗАГС. В связи с ее состоянием ей достаточно было и условного осуждения», – в интервью корреспонденту 161.ru рассказал Василий Баскаков. Впрочем, адвокат отметил, что защита обжаловать приговор не намерена: такое решение все же было ожидаемым.
Пока осужденные, которых взяли под стражу прямо в зале суда, уже из клетки позировали фотокорреспондентам, потерпевшие обсуждали другой вопрос. Судья вынес вопрос материальной компенсации в отдельное производство. То есть, людям придется подавать новые иски на основании обвинительного приговора. Отдельная строка судебного решения – «разъяснить потерпевшим порядок возмещения ущерба».
«Иски подлежат уточнению. К примеру, ущерб, нанесенный «газели», оценен в 74 тысячи. А владелец требует выплатить ему 206 тысяч. Это, по сути, цена нового автомобиля, а не деньги, которые нужны на ремонт», – поясняет Василий Баскаков.
Общая сумма ущерба составляет около миллиона рублей. Представители защиты отмечают, что семьи девушек уже расплачиваются за ночную прогулку Марины и Кристины. Но, судя по всему, полностью деньги будут выплачены очень нескоро. 18-летнюю Марину Зинкину, рассказали друзья семьи, мать воспитывает одна. Материальное положение семьи легко себе представить.
Фото: Фото Елены ГЕНЕРАЛОВОЙ