Программа льготного автокредитования опоздала примерно на месяц. И с каждым днем все меньше желающих смогут претендовать на «правительственный» кредит. Первые итоги работы программы и перспектив автокредитования обсудили в Ростове-на-Дону участники круглого стола.
24 марта вступило в действие постановление правительства о выдаче льготных рублевых автокредитов. Еще две недели потребовалось, чтобы банки получили всю необходимую документацию. Фактически первые кредиты три банка-участника программы – Сбербанк РФ, ВТБ-24 и Россельхозбанк – начали выдавать ближе к середине апреля. Итоги почти двух месяцев работы в минпромторге, который курирует льготное автокредитование, оценивают положительно. По данным министерства, на 14 мая банки приняли 14,7 тысячи заявок. По итогам выдано почти 5,5 тысяч автокредитов. В Ростовской области ЮЗБ СБ РФ на восьмое мая выдал 240 льготных автокредитов на сумму 45 миллионов рублей. В работе находятся 555 заявок. Отмечая, что интерес к продукту есть, участники круглого стола в Ростове признают: программа немного опоздала.
«Программа задержалась с выходом где-то на месяц. Кроме того, со временем число тех, кто сможет получить льготный автокредит, станет меньше. Если сейчас на это может рассчитывать каждый второй обратившийся, то где-то в июле – уже каждый пятый, а дальше будет еще хуже», – отмечает заместитель Директора Управления кредитования частных клиентов Юго-Западного банка Сбербанка России Татьяна Сергиенко.
Речь идет об ограниченности кредита во времени: срок льготного автокредита не может превышать трех лет, сам кредитный договор должен заканчиваться не позднее 31 декабря 2011 года. То есть чем позже получаешь займ, тем выше ежемесячные взносы.
Еще один немаловажный фактор, на который сетуют собравшиеся – из программы практически выключены инормаки, зачастую – даже российской сборки. Программа рассчитана на поддержание исключительно российского автопрома, говорит начальник отдела по автокредитованию и автострахованию ООО «Л-Моторс» Наталья Савченко. Однако внедрение «правительственного» кредита может быть полезным и для зарубежных производителей, считает финансовый директор автохолдинга «ААА Моторс» Виктор Родин.
«Я считаю, что эта программа рассчитана не только на отечественного производителя. Это может подвигнуть западные концерны развивать свой автопром на нашем рынке», – говорит эксперт.
В ходе обсуждения собравшиеся приходят к общему мнению: программа по сути является пилотным проектом, который можно и нужно корректировать и подстраивать под ситуацию на рынке. Собственно, готовность к этому и демонстрирует минпромторг. В частности, министерство намерено снизить минимальный взнос за автомобиль с 30 до 15%, увеличить максимальную стоимость авто до 600 тысяч рублей (сейчас – 350 тысяч), расширить спектр авто за счет легкого коммерческого транспорта и отменить то самое ограничение по времени – до 31 декабря 2011 года. Сейчас комплекс поправок проходит необходимые стадии рассмотрения.