Юбилей жезла отмечает Госавтоинспекция. Полосатый атрибут сотрудника ГИБДД появился 70 лет назад, в 1939 году. Милицейское начальство сегодня пеняет на отсутствие у подчиненных должного пиетета по отношению к герою дня. Однако об отставке этого символа власти над дорогой речи не идет.
На самом деле юбиляр намного старше – в 1922 году советские милиционеры начали носить с собой жезл красного цвета с желтой рукояткой. Приспособление длиной 11 вершков (49 см) применялось для регулирования дорожного движения. В начале тридцатых использование жезла почему-то отменили: с 1933 года постовые разводили моторы и повозки руками. Так продолжалось до 27 апреля 1939 года. В этот день вышел циркуляр Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР №55. Он и утвердил «Инструкцию постового регулировщика уличного движения».
«Для лучшей видимости подаваемых знаков (сигналов) в городах по утвержденному списку регулирование производится жезлом, окрашенным в черно-белый цвет», – гласило новое предписание.
Жезл регулировщика можно найти не только в анекдотах, но и в сонниках. «Видеть во сне регулировщика с жезлом означает, что в Вашу жизнь вмешается влиятельный человек или событие, которые изменит весь ход Вашей жизни. Для делового человека такой сон предвещает принятие важного решения» – толкует образ один из сетевых сонников.
С каждым годом влияние этого атрибута все возрастало. И даже в существующей редакции Правил дорожного движения жезл – основной символ власти над дорогами. Светофору до него далеко.
«Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки», – такое требование значится в тексте Правил дорожного движения.
Правда, сегодня образ жезла в сознании водителя низведен до уровня анекдота. «Орудие труда» и «источник заработка» – именно с этими определениями ассоциируется у ростовских водителей, опрошенных корреспондентом 161.ru, черно-белый спутник инспектора. Наиболее оригинальное видение вопроса, почему так произошло, в разговоре с корреспондентом редакции высказал водитель с 30-летним стажем Виктор Ставицкий.
«Я, когда пацаном был, хотел стать гаишником. Поражало меня: как человек вот так вот мог с жезлом управляться? Стоишь, наблюдаешь за регулировщиком – он работает не хуже, чем в цирке все эти кудесники. И все понятно, и лихо так регулирует! А сейчас что? Он показывает что-то, и не поймешь – что он там руками машет, чего ему от тебя надо. Одно расстройство, короче говоря. То ли набирают таких, то ли учить перестали – дают палку в руки и говорят: работай», – сокрушается Виктор.
О том, что искусство владения жезлом почему-то отмирает, знают в ДОБДД. Как выяснили журналисты «Российской газеты», замначальника ДОБДД МВД РФ Владимир Кузин сам работал с жезлом, но назвать себя профи не спешит: наука больно непростая.
«Есть инспекторы, которые действительно умеют работать с жезлом и делают это красиво, – рассказывает Владимир Кузин. – А на иного посмотришь и видишь, что этот атрибут ему только мешает. Работать с жезлом надо уметь».
Судя по тому, что снова покидать список обязательных принадлежностей инспектора жезл не собирается, время потренироваться в мастерстве у сотрудников ГИБДД есть. Тем более что прогресс не стоит на месте, делая его все более привлекательными для применения. Деревянных полосатых «старичков» почти полностью вытеснили пластиковые собратья весом чуть более 200 граммов. В ассортименте у производителей – жезлы со светоотражающими полосами либо же жезлы с подсветкой изнутри, работающие от батареек и аккумуляторов с подзарядкой, на обычных элементах либо же светодиодах.
Фото: Фото с сайта Gibdd.ru и из архива редакции