Войну любителям договориться с инспектором ГИБДД объявляет донская милиция. Совместная акция Управления собственной безопасности и отдела по борьбе с экономическими преступлениями стартовала в Ростовской области. В ее ходе водителям объяснят: искушение инспектора есть преступление.
По итогам 2008 года в Ростовской области по фактам взяточничества наказано 24 сотрудника ГИБДД. За попытку дать взятку осуждены 20 водителей. Такую любопытную статистику приводят журналистам участники пресс-конференции, посвященной старту новой антикоррупционной акции. О том, что водители порой балуют инспекторов, начальство ГИБДД говорило еще в минувшем году. Сегодня начальник отдела информации и общественных связей ГУВД по РО Алексей Полянский подтверждает: желание водителей «договориться» приобретает порой форму патологии: «В 90% случаев в последнее время говорят: сотрудники ГИБДД вымогают, вымогают, вымогают. Но мы забываем о довольно массовой категории водительского состава, которые настойчиво предлагают деньги. Поэтому мы хотим воспитать не только своих сотрудников, но и обычных граждан».
«Естественно, не все сотрудники могут устоять перед соблазном. В среднем размер взятки, которую водитель предлагает инспектору, колеблется от одной до трех тысяч рублей, но иногда доходит и до десяти. Все зависит от серьезности правонарушения, которое совершает водитель», – продолжает начальник Управления собственной безопасности ГУВД по РО Геннадий Горелик.
Милиционеры напоминают, что вообще-то само предложение «дополнительного дохода» инспектору является преступлением. Согласно тексту статьи 291 УК РФ, суд может оценить водительскую инициативу на срок до восьми лет лишения свободы. Именно это в рамках акции и будут объяснять тем, кто не достаточно чтит либо читает уголовный кодекс.
«Акция будет проходить в три этапа. Первый – подготовительный. Мы изучим обстановку, подготовим наглядные материалы; уже размещены растяжки, ролики на светодиодных экранах. На втором – основном – этапе мы будем непосредственно выявлять и пресекать факты, когда водители предлагают деньги. На третьем этапе мы будем обобщать и анализировать результаты, разрабатывать дальнейшие меры», – рассказывает замначальника УСБ ГУВД по РО Александр Гребенюк.
Первые счастливчики уже смогли получить от милиции карманные календари с девизом акции: «Водители, помните! Давая взятку сотрудникам ГИБДД, вы становитесь соучастниками преступления». Ролики с этим же текстом транслируются на самых популярных городских видеоэкранах, на наиболее оживленных улицах висят растяжки с этими же словами. Стоимость антикоррупционных мер не раскрывается.
«Фактически акция обошлась нам только в стоимость календарей. В вопросах размещения наружки мы встретили взаимопонимание владельцев экранов и городских властей», – уходит от конкретных цифр Геннадий Горелик.
То, что коррупцию на дорогах формируют не только инспекторы ГАИ, признают и правозащитники в сфере прав автомобилистов. Однако проблема гораздо шире: нужно не пугать людей уголовной ответственностью, а повышать уровень их юридической грамотности. Такое мнение в беседе с корреспондентом 161.ru высказал эксперт в области автомобильного права Евгений Шельмин.
«По своему опыту могу сказать одно – на дачу взятки водителя толкает сам инспектор, рассказывающий о катастрофических последствиях для водителя, которые наступают после составления протокола. В большинстве случаев за такие нарушения предусмотрены штрафы гораздо меньшие, чем человеку приходится платить "на месте", – рассуждает господин Шельмин. – Бесспорно, лицо, дающее взятку, совершает преступление! Мы выступаем против этого и против еще и потому, что оспорить вменяемое правонарушение можно законным путем! Оспорить, а потом взыскать затраченные на юристов деньги с органа ГИБДД. На сегодняшний день, к счастью, количество граждан, не реагирующих даже на откровенные вымогательства, растет. Вопрос даже не в том, что его привлекают к ответственности, а в том, что осознание всего происходящего морально не позволяет дать взятку инспектору, которого гражданин и так содержит, платя налоги».
В нынешней катастрофической ситуации со взяточничеством любое действие по профилактике уже заслуживает одобрения, считает депутат Государственной думы ФС РФ, председатель Совета регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» в РО Михаил Емельянов. Политик, впрочем, также предлагает «углубиться» и начинать бороться с дорожной коррупцией на более раннем этапе.
«В водителях еще с учебных курсов нужно воспитывать чувство ответственности за попытку дачи взятки должностному лицу, также как объяснять курсантам, что за получение взятки и уж тем более вымогательство наступает уголовная ответственность. Мы привыкли бить по хвостам, пора учиться работать планомерно и целенаправленно», – резюмирует он.