Забытое в начале двухтысячных слово «бартер» вспоминает ТагАЗ. Согласно официальному сообщению предприятия, теперь вся его продукция доступна для обмена на ликвидные неденежные активы. Эксперты оценивают этот способ привлечь внимание клиентов довольно спорным.
«Ввиду того что практически каждое предприятие России испытывает сейчас в той или иной степени проблемы с краткосрочной ликвидностью, мы готовы пойти вам навстречу и предложить использовать в расчетах бартерные схемы, предполагающие обмен нашей продукции на ликвидные неденежные активы», – такое обращение к партнерам разместила на корпоративном сайте администрация завода.
Как поясняется в письме, ТагАЗ готов обменять весь свой модельный ряд на довольно широкий спектр активов. Это «ценные бумаги (переводные векселя, облигации) крупнейших российских коммерческих банков и предприятий из ТОР-100; материально-технические средства: оборудование, расходные материалы, высокотехнологичная продукция, производственные фонды и т. п.; прочие ликвидные товары, в том числе готовая продукция различных отраслей промышленности». Решение, сообщил в эфире Business FM директор по маркетингу ОАО «ТагАЗ» Глеб Коротков, принято по многочисленным просьбам клиентов.
«У некоторых наших клиентов, которые в свое время очень хорошо брали машины, возникли проблемы с денежной ликвидностью. Именно поэтому руководство все-таки разрешило осуществлять такие операции. Хотя раньше они были даже уставом запрещены. То есть это шаг навстречу тем, кто сейчас хочет приобрести авто, но не может покрыть покупку деньгами», – пояснил Глеб Коротков.
Предложение может заинтересовать дилеров предприятия, но особой ценности для держателей ценных бумаг оно не представляет. Автомобиль – не лучший вариант для обмена на акции. Такую точку зрения в интервью корреспонденту 161.ru озвучил финансовый консультант Максим Денежных.
«Как частное лицо я бы не стал менять акции на автомобиль. Тем более акции, входящие в ТОП-100. Они имеют большой потенциал роста, в отличие от китайского авто, цена которого упадет на 20% сразу после покупки. Векселя бы обменял: это вроде долговой расписки в получении денег через определенный период времени. И все равно, как эти деньги получать: в банке от реализации векселя или от продажи авто, купленного на этот вексель, – рассуждает Максим Денежных. – Это предложение больше не для держателя ценных бумаг, а для дилеров. Акций у них вряд ли много, а вот векселей от предприятий, если они работают с юрлицами, может скопиться большое количество. Еще вопрос, какой дисконт дает предприятие на ценные бумаги. Оно может давать цену векселям 80% от их номинальной стоимости, тогда выгоднее реализовать долговые расписки через банк, а на полученные наличные 95% от стоимости векселя купить авто у завода».
А вот представитель довольно широкой прослойки потребителей продукции ТагАЗа – генеральный директор ОАО АТП-3 «Транссервис» Вячеслав Караев – заявил, что предложение не представляет особой выгоды для транспортников. Hyundai County, конечно, одна из самых популярных городских и междугородних маршруток, но вот обменивать решительно не на что.
«Получается, что у нас нету предмета бартера. Ну на что я ее поменяю? На бесплатный проезд? Это больше для людей, наверное, которые сельским хозяйством занимаются, хлеб выращивают, которым есть, на что менять», – говорит Вячеслав Караев.
На то, что мера окажется эффективной, особенно надеются рядовые сотрудники ТагАЗа. Того и гляди, горько пошутил в беседе с корреспондентом 161.ru сварщик Геннадий Аникин, и зарплату начнут выдавать собственной продукцией.
«Официально об этом не говорят, но начальники цехов уже отшучиваются: мол, давайте мы вам получку Chery Tiggo выдадим. Все равно они на стоянке стоят, гниют, никому не нужны. Из-за того что спроса нет, у нас весь цех (сборка Chery Tiggo – прим. 161.ru) за свой счет до конца месяца отправили. Это при условии, что с людьми не рассчитались еще за декабрь. А многим кредиты платить, мне и самому уже из банка звонят», – рассказал Геннадий Аникин.
Слово «бартер», благополучно забытое в начале нового тысячелетия, все чаще произносят представители отечественного автопрома. Сегодня совет директоров АвтоВАЗа должен рассмотреть конфигурацию сделки по приобретению ИжАвто. Волжский автозавод намерен выменять предприятие на 75% акций дочернего дилерского холдинга ОАО «Лада-Сервис» и партию автомобилей.
Фото: Фото с сайта Нyundai-accent.su