Новости о повышении цен на «Лады» появились еще осенью прошлого года, однако из-за падения спроса, АвтоВАЗ решил повременить с переписыванием прайс-листов. Но недолго музыка играла: по информации пресс-службы автозавода, цены повышаются в среднем на 2,45%. Таким образом «Приора» должна подорожать примерно на 7-9 тысяч рублей, перевалив рубеж в 300 тысяч рублей.
Вроде бы повышение цен не столь и велико. Но, во-первых, речь идет о бюджетных автомобилях, где цена часто является первостепенным фактором, во-вторых, неприятна сама тенденция.
Иномарки тоже дорожают, но это связывают с возросшими таможенными пошлинами и невыгодными курсами валют. Ни одна из причин не имеет прямого отношения к ценообразованию АвтоВАЗа.
Завод оправдывает свой шаг повышением себестоимости продукции. С начала 2008 года в полтора раза подорожал металл, ощутимо поднялись цены на энергоресурсы, говорится в пресс-релизе, тогда как в течение года завод поднял цену лишь на 4,3%. С этим можно согласится, но с началом кризиса стоимость металла довольно серьезно снизилась, что должно было частично компенсировать растущие цены по другим пунктам.
«В результате повышения, цены увеличились ненамного, – говорит менеджер автосалона «Авто-Ревю» Виктор Полянин. – Причем только на машины выпуска 2009 года. Модели прошлого года продаются по прежним ценам. Я считаю, что увеличение стоимости машины на 5-6 тысяч – для покупателей цифра не существенная. Тем более, что иномарки подорожали на гораздо большие величины. Причин изменения цены «Лад» несколько. Тут и инфляция, и рост стоимости запчастей, и просто политика – не может автомобиль «свежего» года быть по цене равным прошлогоднему. Что касается «кредита Путина» то пока им еще никто не воспользовался. Говорят, что он находится в стадии разработки. Поэтому пока никому никаких льгот не предусмотрено. Возможно, что с началом продаж машин 2009 года программа начнет действовать».
В любом случае позиция АвтоВАЗа отдает эгоцентризмом. Для продаж отечественных автомобилей созданы максимально выгодные условия: «путинские» кредиты, бесплатная доставка до Дальневосточных регионов, блокирование импорта... Вопрос о повышении цены в этих условиях нельзя назвать сугубо экономическим – есть и определенный моральный аспект. АвтоВАЗ несет часть ответственности за удорожание автомобилей в непростое время и должен чем-то пожертвовать взамен.
Если «прогресс» пойдет теми же темпами, АвтоВАЗ превратится в монополиста, который может устанавливать любую цену исходя из личных нужд, а не рыночной ситуации.
Огорчает и то, что завод не дает никаких обещаний насчет повышения качества, а рост цены объясняет лишь рыночной конъюнктурой, которая отчасти создана с его подачи. Если АвтоВАЗ, как и прежде, будет корректировать прайсы каждое полугодие или квартал, то цены на «Лады» вырастут примерно в той же пропорции, что и цены на иномарки, и круг замкнется.
Соотношение стоимости «нормальных» автомобилей и «Лад» останется на уровне прошлого года, не будет и всплеска интереса к отечественному автопрому, не будет высоких продаж, на который надеется правительство. Но ведь именно объемы выпуска и связанное с этим сохранение рабочих мест провозглашалось в качестве основной цели повышения пошлин, разве нет?
Коль скоро АвтоВАЗ стал одной из причин удорожания импортируемых автомобилей, хотелось бы видеть больше взаимности в отношении населения, которое в итоге остается без доступных автомобилей. Повышение пошлин, судя по всему, стало очередным поводом для накручивания и без того немаленькой цены на «Лады».
Шаг АвтоВАЗа не нашел понимания и у властей: секретарь генсовета партии «Единая Россия» Вячеслав Володин призвал завод скорректировать свое решение, поскольку оно идет вразрез с антикризисной политикой государства и усилиями правительства. Он подчеркнул, что Владимир Путин и так делает максимум возможного для поддержки отечественного автопрома.
Вместе с тем АвтоВАЗ уже объявил о серьезном сокращении производства: так, со 2 по 28 февраля завод будет работать четыре дня в неделю, а длительность смены сократится с восьми до шести часов. За нерабочее время сотрудники получат лишь 2/3 своей нормальной зарплаты.
Другими словами, плохо всем. Так не лучше ли было наоборот сохранить цены (хотя бы на время) и подстегнуть спрос с помощью продуманных акций, которые позволили бы удержать объемы производства?
Впрочем, АвтоВАЗ не одинок, например, о росте цен заявила пресс-служба всеволжского завода Ford: повышение цен на Focus и Mondeo местного производства составит 2%, на импортируемые легковые автомобили – 6,1%, на Escape - 8,2%, на Transit – 12,2%.
Фото: Фото с сайта 2002.novayagazeta.ru