Почти в два раза за последние годы помолодели ростовские автобусы. Наиболее разительная перемена произошла в начале 2009 года. Одновременно на наиболее популярные маршруты Ростова вышло сразу 63 единицы подвижного состава. Минимизировать количество «секонд-хенда» на улицах Ростова власти намерены и в дальнейшем. Кризис, считают ростовские транспортники, на процессе не скажется.
Сразу 63 автобуса вышли на улицы новогоднего Ростова. В администрации города говорят: такой крупной партии техники еще никогда не получал ни один ростовский автопарк. Счастливчиком стала муниципальная компания «Ростовпассажиртранс». Деньги на закупку автобусов – 216 миллионов рублей – выделил муниципалитет. Средств хватило на 30 ЛиАЗов, 20 МАЗов и 13 РоАЗов – автобусов ростовского автозавода (РоАЗ). Кстати, РоАЗы – дебютанты ростовского общественного транспорта. Правда, в том, что новички приживутся, не сомневается даже ростовский градоначальник.
«Внешне они выгодно отличаются от тех же ЛиАЗов. Пожалуй, главное их преимущество в низкой подножке, которая при посадке будет очень удобна для пожилых людей. Более того, эти низкопольные машины могут перевозить инвалидов, так как в их конструкции предусмотрен откидной мостик для заезда колясок», – оценивает конкурентные преимущества ростовской техники мэр Ростова-на-Дону Михаил Чернышев.
Дополнительные плюсы «отечественных» машин – тонированные стекла, принудительная вентиляция и просторность. В салоне 25 сидячих мест, а заявленная производителем вместимость – 106 человек. Увидеть «ростовчан» жители города могут на двух маршрутах – №89 (Сельмаш–Темерник) и №18 (пр. Королева, 4–Сельмаш). МАЗы и ЛиАЗы обслуживают 14 направлений, на которых не хватало «большого» подвижного состава. Европейский «секонд-хенд» остается в меньшинстве.
«Если еще несколько лет назад средний возраст автобусного парка составлял 18 лет, то сегодня этот показатель не превышает шести-семи лет, что соответствует европейским стандартам», – резюмирует мэр Ростова.
В ближайшее время муниципалитет планирует-таки обогнать Европу по этому показателю. Ростовские автобусы должны помолодеть до пяти лет. Причем отказаться от престарелых «европейцев» будут вынуждены не только «муниципалы», но и «коммерсанты».
«Мы планируем сделать ограничение по возрасту подвижного состава – пять лет – одним из условий проведения следующего конкурса на пассажирские перевозки. Наша задача – чтобы летом люди не мучились в этих душегубках, а зимой в автобусах было тепло», – отмечает заммэра Ростова, директор городского департамента транспорта Виктор Кочерга.
В планах мэрии на этот год – закупить еще 40 автобусов для муниципального перевозчика. Средства на это уже запланированы. В городской Программе развития пассажирского транспорта и инфраструктуры на 2007–2010 годы на это выделяется 22,4 миллиона рублей. О снижении расходов по программе речи пока не идет. В администрации, впрочем, уверены, что пережить кризис получится и у коммерческих перевозчиков.
«Прежде всего закрываются предприятия, у которых сокращается бизнес. В год ростовский общественный транспорт перевозит около 300 миллионов пассажиров. Один миллион поездок совершается ежедневно. Если будет проводиться разумная политика, бизнес сохранится. Предпосылки для этого есть: источник дохода не зависит от внешних факторов, ездить люди будут всегда», – уверен Виктор Кочерга.
Если задуманное удастся совершить, то уже в ближайшее время ростовским водителям маршруток придется искать менее обидный синоним слову «сарай». Такое презрительное прозвище ростовские автобусы получили во времена наивысшей концентрации на дорогах чадящего и постоянно ломающегося европейского «секонд-хенда».