RU161
Погода

Сейчас+15°C

Сейчас в Ростове-на-Дону

Погода+15°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +8

9 м/c,

вос.

764мм 31%
Подробнее
0 Пробки
USD 89,70
EUR 97,10
Политика Денис Машенцев, политтехнолог: «Батайск: оппозиция начинает и… проигрывает»

Денис Машенцев, политтехнолог: «Батайск: оппозиция начинает и… проигрывает»

После завершения работы комиссии ЦИК легитимность прошедших 8 сентября в Ростовской области выборов уже не подвергается сомнению. Мы попросили эксперта взглянуть на прошедшие выборы с точки зрения технологий. Что стоит за процентами в итоговых протоколах? Почему оппозиция даже в том случае, когда проводила агрессивную и яркую избирательную кампанию, проиграла? На эти и другие вопросы ответил политтехнолог, политолог Денис Машенцев.

– Денис Анатольевич, 62,45% «Единой России» в Законодательное собрание Ростовской области на этих выборах – это победа или поражение?

– Безусловная и очень яркая победа. Я был немного в стороне от этого глобального процесса, поскольку провел июль и август в Батайске на сложной кампании Валерия Путилина. Однако видел, как много было сделано в области. Прелесть профессии политтехнолога состоит в том, что всегда есть день «икс» – день выборов, который все расставляет по своим местам.

Давайте поговорим о том, что случилось в непосредственной близости от Ростова. Впервые за последние лет 10 Батайск увидел яркие конкурентные выборы. Как вы считаете, был у оппозиции шанс? Или изначально не имело смысла бороться за пост мэра?

– Был не просто шанс, а очень хороший шанс. Уникальное стечение обстоятельств. Объективно накопившаяся усталость жителей от несменяемой власти, наличие ресурсов и мотивации для победы, время на подготовку. У оппозиции было все, чтобы победить.

И начали ведь неплохо...

– Смотря что считать началом. То, что увидели батайчане в июле и августе в виде первой безымянной «черной» листовки и наружной рекламы, действительно было неплохо. Но избирательная кампания начинается значительно раньше. Главный ресурс кампании – фигура кандидата. У меня осталось ощущение, что оппозиция выбирала кандидата по фотографии. Фотографии Бориса Вальтера сделаны на «пять с плюсом», просто отличные фотографии. Но будем откровенны, вживую главный претендент на пост мэра смотрелся очень бледно. Кандидату можно простить многое: не самую удачную внешность, дефекты речи, неумение одеваться… Но полное отсутствие харизмы – это всегда провал с самыми катастрофическими последствиями. Скажем так, листовки и «кубы» Вальтера ему прибавляли голоса, личные встречи с горожанами – работали в уверенный минус. Так было весь месяц. Думаю, технологи «Справедливой России» должны были это заметить. Вторая ключевая ошибка – неспособность оппозиции изначально договориться о едином кандидате. Если шла целенаправленная работа на победу Вальтера, то что делала в бюллетене для голосования фамилия Фоменко? Почему ему вообще дали выдвинуться? Ведь все прекрасно понимали, что он сложный человек, может в самый неудобный момент пойти «на принцип». Так в итоге и случилось. Фоменко не снялся и протестные голоса разделились едва ли не поровну.

И третья ошибка системная. Политтехнологи «СР» на протяжении всей избирательной кампании пользовались широким арсеналом интересных приемов, но совсем не понимали, зачем они это делают и к каким последствиям это приведет.

– «Агитационные кубы» – инновация нынешней осени. Батайчане их встретили эмоционально. Одни говорили: «Как здорово и интересно, у нас такого еще не было!» Другие возмущались: «Как администрация терпит этот кошмар на наших улицах?»

– Скажем «спасибо» Леониду Волкову – руководителю московского штаба кандидата на пост мэра Москвы Алексея Навального. Не берусь утверждать, что это придумано москвичами, но в Батайске скопировали технологии именно у них. Как и в любом новом деле, тут возникла проблема. Скопировали внешнюю оболочку, а как работать с «кубом», разбираться не стали. Уж отправили бы гонца в Москву, поработали бы пару дней там на Навального, приехали бы и сделали точно так же до конца – больше было бы толку. В итоге «кубы» работали на 50% от своего потенциала: информировали, но не агитировали.

Тут мы переходим к интересному моменту – к использованию пресловутого «административного ресурса». Правильный вопрос задавали батайчане: «Доколе это будет стоять на наших улицах?» Законных оснований убрать «кубы» было предостаточно. Но Валерий Путилин в свойственной ему жесткой и твердой манере мэра города принял политическое решение, и «кубы» остались. На мой взгляд, это было опасным решением. Было совершенно четко ясно, что «кубы» будут работать на узнаваемость Вальтера, и социологические опросы очень быстро это подтвердили.

И тогда с «кубами» пошел «в народ» одномандатник от «СР» по 19 округу в ЗСРО Геннадий Окуневич.

– Да, пошел. Это очень поучительная история о том, как агитаторы Окуневича пытались поставить «кубы» в Азовском районе. Воодушевленные интеллигентным непротивлением в Батайске, ребята решили, что такой фокус им сойдет с рук везде. Ага, разбежались... Там никто не стал церемониться с этими незаконными конструкциями. Всем фигурантам доходчиво разъяснили пункты и положения Административного и Уголовного кодексов РФ, после чего «кубисты», поджав хвосты, прибежали обратно в Батайск, громко жалуясь на «давление админресурса». Больше «кубов» в Азовском районе не было. Так что Батайск – заповедная территория, рай для оппозиционеров. Попробуйте убедить меня в обратном.

Город завалили листовками и газетами непонятного происхождения, так называемым черным пиаром. Как вы считаете, зачем это было сделано?

– Чтобы освоить бюджеты и провалить своего кандидата на выборах.

– «Освоить» или по-другому «заработать» – понятная цель. А зачем «провалить»? Вроде ж все шли на победу?

– Я уже говорил, что многие приемы технологами «СР» были использованы вслепую, без понимания их последствий. Так и с «чернухой» получилось. Есть масса законных и хорошо работающих способов донести до избирателя компромат на кандидата-оппонента. Но ни одним из них не воспользовалась оппозиция. Я догадываюсь, в чем причина. Им просто нечего было там написать, нечего озвучить публично. Но какой-то грязи все равно хотелось напустить. Думаю, политтехнологи рассказали заказчику примерно следующее: «У Путилина за 13 лет накопился антирейтинг, надо его теперь накачать побольше, чтобы недовольных мэром было не 30%, а 80%. Мы сейчас на него «чернуху» напечатаем и по городу раскидаем. И тогда выборы наши: 80% «против него» придут «за нас» голосовать!» Заказчик идею одобрил, дал денег… и полилась в Батайск волна за волной газетно-листовочная жижа. Одна, другая, третья, четвертая, пятая… Я такого беспредельного «осваивания бюджетов» с конца 90-х не видел.

Но вот о чем умолчали «специалисты» в разговоре с заказчиком. Любой вброс «черного пиара» работает на понижение явки избирателей. Регулярный массированный вброс «чернухи» снижает явку очень сильно. Это азы профессии, не знать этого невозможно. Теперь давайте вместе с вами подумаем всего на один шаг вперед. Низкая явка всегда выгодна кандидату от власти. Чем ниже явка, тем больше влияние голосов пенсионеров, голосующих консервативно, и бюджетников, голосующих за свои гарантии. Вальтеру нужна была максимально высокая явка. Хотя бы процентов 60. Только в этом случае он мог на что-то рассчитывать. Предпосылок для высокой явки было предостаточно: в городе шла интересная, яркая кампания, назревала интрига, победа действующего мэра не была уже столь очевидна. На такие конкурентные выборы люди ходят с удовольствием. Так что 60% – вполне реалистичная цифра, которую можно было бы получить в виде явки на избирательных участках. Но цунами «черного пиара» запер людей по домам. Политтехнологи, погнавшись за сиюминутной наживой, своим искрометным творчеством явку «провалили». Возникает классический вопрос. Что это – глупость или предательство?

А с чего вы взяли, что это дело рук оппозиции? Раз это выгодно власти, поди, сами и сделали?

– Так они особенно и не прятали свои «уши» никогда. Я представляю себе, как это выглядело со стороны. Заходят возмущенные праведным гневом Вальтер с Окуневичем в территориальную избирательную комиссию и приносят газету со всякими гадостями про всех кандидатов, кроме Вальтера и Окуневича. Ну вот такие доброхоты живут в Батайске и окрестностях – печатают многотысячным тиражом «самые честные» газеты, в которых «вся правда» про всех плохая, а про Вальтера и Окуневича «вся правда» хорошая. Разворачивает удивленная председатель ТИКа Светлана Драгомирова газету, а оттуда на нее смотрят шесть фотографий кандидатов. Четыре фото мутные, из интернета скачанные, а две фотографии – хорошие, отличного студийного качества. И с этих пронзительно красивых фотографий смотрят на избирателя Вальтер и Окуневич. Просто чудо какое-то!

Кстати, поговорим об использовании админресурса в избирательной кампании, а также в день голосования.

– Батайчане могут гордиться ситуацией в городе, потому что здесь мы наблюдали принцип честных выборов в классическом его виде. Вплоть до того, что у меня сложилось ощущение, что в июле и августе админресурс больше помогал оппозиции, чем действующей власти. Маленький пример: незаконную агитацию кандидата-сателлита Сорокина на «кубах» убрали не сразу после обнаружения нарушения, как положено по закону, а практически через день. А вот активиста «Молодой гвардии», вышедшего на абсолютно законный одиночный пикет, увели в отделение полиции через четыре минуты.

– «Не важно как голосуют, важно как считают» – крылатая фраза на все времена. В Батайске считали в пользу власти или честно?

– Вы не верите ручному подсчету? КОИБам верите? Таких участков, с автоматизированным подсчетом, было три. По ним были самые первые результаты. Везде одинаковая картина: Путилин первый, Фоменко второй, Вальтер третий.

И все-таки, какова главная причина, почему проиграл оппозиционер Вальтер и выиграл действующий мэр города Путилин?

– Ошибки технологов кандидата Вальтера. У них было все для победы: ресурсы, кадры, время. Не хватило мастерства всем этим грамотно распорядиться. Его технологи оказались не готовы к тому, что Путилин не станет играть по их правилам. Они до последнего не верили, что действующий мэр города не совершит обычных ошибок для кандидата от власти: не подключится к «войне компроматов», не расскажет, «почему нельзя голосовать за оппозиционера Вальтера», и массу других, на которые рассчитывал штаб Вальтера. А перестроить кампанию, придать ей другую логику они не смогли. Главная стратегическая причина победы Путилина в том, что он сам и его штаб не совершили ни тактических, ни стратегических ошибок в избирательной кампании. Получилось такое политическое айкидо.

Ну и самый щекотливый вопрос. Ходит масса слухов, что оппозиционных денег на в Батайске было потрачено очень и очень много. Я слышал и про 10 миллионов, потом про 30 миллионов, а после выборов уже и про 100 миллионов рублей. Как вы считаете, какая цифра ближе к правде?

– Я оцениваю избирательную кампанию Бориса Вальтера от четырех до пяти миллионов рублей. Я бы с удовольствием назвал сумму вдвое большую, если бы где-то увидел или услышал о реальном существовании агитаторов кандидата Вальтера. Но, увы, таковых не было. Весь остальной «цирк-шапито» полностью укладывается в названную мною сумму.

Денис Машенцев: политтехнолог, кандидат политических наук, председатель наблюдательного совета Фонда поддержки гражданских инициатив. За плечами более 40 избирательных кампаний различного уровня. В нашем регионе такой кампанией была убедительная победа (53%) в сложнейшей конкурентной борьбе на выборах депутата Законодательного собрания Ростовской области в 2003 году Владимира Щербакова – тогда еще начальника 124 лаборатории Минобороны РФ. Наиболее значимой кампанией за последнее время стали выборы в одной из самых сложных и оппозиционно настроенных областей страны – Ярославской области, где Денис Машенцев отвечал за сегмент федеральной кампании Владимира Путина и где рейтинг власти (связка «Единая Россия» – Путин), вырос более чем в два раза на территории в зоне его ответственности (с 24% – партия «Единая Россия» в декабре 2011 на выборах депутатов Государственной думы, до 53% на выборах президента РФ в марте 2012). Минувшая избирательная кампания 2013 года стала одной из самых сложных, это были выборы на должность мэра города Батайска.

Алексей КОКОРИН
Фото: Фото автора

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем