Из-за финансового кризиса работы по разбору столетней брусчатки вокруг Войскового Вознесенского кафедрального собора в Новочеркасске могут быть приостановлены. Представители муниципалитета заявляют, что денег на продолжение работ нет, однако с наступлением тепла строители продолжили выковыривать тесаный камень из мостовой и сваливать его тут же под стенами легендарного собора.
Первые работы и первые скандалы вокруг этих работ разразились в Новочеркасске осенью прошлого года. Власти города заявили, что получают из областного бюджета 180 млн рублей в том числе и на реставрацию уникальной соборной площади, которую казаки мостили всем миром. «Площадь росла вместе с городом, – рассказал 161.ru историю возникновения памятника архитектуры председатель ростовского отделения Всероссийского общества охраны памятников архитектуры и истории Александр Кожин. – Каждый из казаков, кто приезжал в город, привозил с собой камень для мостовой возле собора».
При таком подходе, ясное дело, площадь безукоризненно ровной поверхностью не могла похвастать, но это не помешало ей пережить не самый спокойный 20 век, выдержать годы запустения и даже... танки. Только-только появилась надежда, что «второе солнце Дона», как прозвали Вознесенский собор казаки, засияет во всей своей красе, как местные власти заметили, что площадь неровная, и тут же нашли деньги на ее реставрацию. Примечательно, что, подыскивая исполнителей работ, муниципалитет объявил о именно о реставрации площади, а заодно и о... прокладке дороги. Когда же работы начались, все почему-то забыли слово «реставрация»: камни просто выковыривали и складывали в кучи. Часть брусчатки постепенно стала просто исчезать. «Один из жителей города тогда проследил за грузовиком, груженым брусчаткой, – вспоминает главный редактор популярного городского еженедельника «Частная лавочка» Елена Надтока. – Машины увозили уникальный камень в неизвестном направлении. Мы написали об этом в газете и сообщили в правоохранительные органы с просьбой разобраться. Все-таки речь идет о памятнике архитектуры федерального значения, брусчатка – неотъемлемая часть его столетней истории. Но от милиционеров мы получили обычную отписку о том, что ничего подозрительного они не видят. И все успокоились.»
Новочеркасский Войсковой Вознесенский кафедральный собор считается третьим по величине в России – больше него только Храм Христа Спасителя в Москве и питерский Исаакиевский. Храм начали строить еще в 1805 году, но он два раза разваливался, и только в 1905 его наконец-то открыли. В годы СССР там хранили ГСМ и овощи, отчего на грани исчезновения оказались уникальная роспись храма и его витражи, своей красотой не уступающие витражам готических храмов Европы. В 2008 году во время панихиды по жертвам геноцида казаков, на головы прихожанам там свалилась люстра, едва не угробив ребят-кадетов. Увидев своими глазами, в каком состоянии находятся изумительные фрески на стенах храма, тогдашний вице-премьер Сергей Иванов выделил из личных средств 100 тысяч рублей на реставрационные работы. Но тысяч этих надо в тысячи раз больше, да и реставрация старинных фресок, видимо, куда менее привлекательное место вложения бюджетных средств. То ли дело – снять бутовый камень площади и залить голое место бетоном.
«Никто не собирался там асфальт класть, – заверил корреспондента 161.ru заместитель директора департамента строительства и городского развития Валерий Давыдов. – Там дорогу надо вокруг нормальную проложить, сквер облагородить, перенести некоторые линии инженерные. А то, что горы камня вы видели, так это тот, что из-под дороги вытащили. Все на место вернут со временем». Но на фото видно, что камень снят не только по периметру площади. У самого основания собора зияет залитый бетоном участок. По словам чиновников, при строительстве собора инженеры не сделали необходимую отмостку, и теперь приходится их ошибки исправлять. Камень сняли, бетон залили, а весной... деньги кончились. «Финансирование из областного бюджета сокращено на 100%, так что все работы придется проводить за собственные средства. Сколько город готов на это потратить и на что эти деньги будут потрачены, я не уполномочен вам рассказать. На это нужны распоряжения руководства», – завершил разговор заместитель директора Департамента строительства и развития города Новочеркасска. Спрашивать его о предполагаемых в таких случаях общественных слушаниях после этой тирады было как-то некорректно. В самом деле, зачем горожанам знать, что будет происходить с объектом, на который во всей области возлагаются нешуточные туристические надежды?
«Знаете, как перекладывали брусчатку на Красной площади? Каждый камушек вытаскивали, нумеровали и возвращали на прежнее место, – не унимается Александр Кожин. – Этим должны заниматься специалисты-реставраторы. Вы их в Новочеркасске видели? Там работают обычные строители. Власти официально заявляют, что использовано будет только 70% камней, а остальные -куда? Да, камень тогда клали, как умели, получились неровности. Но почему-то в мире никому не приходит в голову выровнять Парфенон, или Колизей отремонтировать. Это – часть нашей истории, а не просто муниципальный объект». Эксперт в очередной раз обращает внимание на то, что происходит внутри собора. «За время советской власти сняли уникальные теплые мраморные полы, система отопления у собора отсутствует. Надо спасать росписи, а не бордюры вокруг площади ставить», – переживает Александ Кожин. По его словам, задействованные специалисты вряд ли смогут уложить уникальную брусчатку так, чтобы она простояла там еще хотя бы сто лет. «Они же часть площади уже новой брусчаткой замостили, и что? Та на глазах рассыпается, скоро надо будет заново класть!» – разводит руками эксперт.
В муниципалитете 161.ru подтвердили: да, в предстоящих планах, кроме «выкорчевки» исторической брусчатки, есть и планы замены той новой, что недавно положили. Она хоть с исторической точки зрения никакой ценности не представляет, зато с практической – золотое дно: раз положи, а потом меняй ее хоть каждый год, чтобы поддерживать видимость сохранения третьего по величине Храма России.
Фото: Фото автора