Совсем немного осталось до Единого государственного экзамена, который, в отличие от Болонской системы, никто не собирается отменять. Кто и как проверяет работы выпускников, могут ли проверяющие сами не знать ответов и как выходят из сложных ситуаций — в интервью с экспертом Галиной Романенко, которая последние 18 лет проверяет результаты экзаменов в Ростовской области.
Галина Романенко — учитель истории и обществознания в батайской школе № 2. Преподает с 1984 года и благодаря мужу-военнослужащему успела поработать в Венгрии и на Дальнем Востоке. В 2007 году победила во всероссийском конкурсе учителей. Сейчас Романенко — старший эксперт комиссии по проверке ЕГЭ по обществознанию в Ростовской области, входит и в федеральную комиссию.
— Чем занимаются эксперты?
— Эксперт ЕГЭ — это человек, вручную проверяющий задания с развернутым ответом. На следующий день после экзамена собирается комиссия, где разбирает КИМы и с помощью критериев оценивания формирует возможные правильные ответы учеников. После консультативных совещаний большая группа экспертов расходится по кабинетам и приступает к проверке. Каждому предоставляются протоколы и работы учеников.
— Как долго проходит проверка?
— Всё зависит от количества работ. Но, как мы знаем, обществознание — наиболее востребованный экзамен по выбору. Поэтому количество учеников большое и ежегодно растет. Как правило, наша комиссия работает три дня, невзирая на выходные и праздники. Рабочий день длится с 9 утра до 6 вечера. У нас требование проверять работы быстро, но при таком темпе нельзя забывать про качество. Каждая работа должна быть тщательно проверена. В день я могу проверить около 30 работ, но у каждого эксперта всё индивидуально: время проверки зависит от скорости чтения, реакции проверяющего и почерка ученика, который нужно понять.
— Как стать экспертом ЕГЭ?
— Я проверяю ЕГЭ с 2005 года. Обязательно требуется высшее образование. Эксперт должен досконально знать предмет, проверкой которого он занимается. Мы систематические повышаем квалификацию через прохождение курсов, ежегодно сдаем экзамены по проверке предполагаемых работ.
«Для старшего эксперта процент правильных ответов должен составлять не менее 85%»
— Есть ли подводные камни в этой деятельности?
— Никакого подвоха. Лично мне очень нравится участвовать в комиссии. Да, это сложная работа, долгий рабочий день, за который нужно проверить множество работ, не допускать ошибок при проверке и при заполнении протоколов. Это работа, которая требует огромного внимания, дисциплины и терпения.
— Несмотря на сложности, вам нравится быть экспертом. Почему?
— Во-первых, это позволяет мне много общаться с коллегами, которые хорошо знают предмет, обсуждать интересные вопросы, обмениваться опытом. Во-вторых, участие в комиссии позволяет хорошо ориентироваться в требованиях к знаниям учеников, что помогает правильно подавать информацию при обучении.
— Могут ли эксперты помочь или помешать выпускникам?
— Это невозможно. Эксперт должен беспристрастно оценивать ответы экзаменуемых. Именно это делает ЕГЭ справедливым и равнодоступным.
Мы получаем бланки ответов под номерами, без указанных личных данных учеников. Определяющим фактором для эксперта становится его профессионализм. Мы объективно оцениваем работы разных учащихся и прослеживаем ход их мысли.
— Бывает ли, что при проверке эксперт забыл правильный ответ? Что делать в таком случае?
— Все мы люди, и иногда такое действительно случается. Эксперты не вправе использовать средства связи при проверке. Мы не можем зайти в аудиторию с аппаратурой. Единственный способ узнать правильный ответ — обсудить вопрос с коллегами.
— Меняется ли качество работ выпускников с годами?
— Работы с каждым годом становятся всё лучше и лучше. Раньше был большой процент, когда выпускники не брались за задания сложного уровня. Теперь ученики приходят на экзамен более подготовленными, стараются писать ответы на все задания.
— Какие ошибки чаще всего допускают выпускники?
— Чаще всего проблема заключается в том, что ученики неправильно, неточно читают вопрос. Если ученик не дочитал задание, значит, он не понял смысл вопроса, поэтому его ответ получается неправильным.
— Экзамен прошел, эксперты проверили работы, и ученикам пришли долгожданные результаты. Много ли учеников не удовлетворяются баллами и подают на апелляцию?
— На этот вопрос сложно ответить. Наша комиссия успешно работает в том плане, что ученики понимают, почему они получают именно такие баллы. Количество учеников, подающих на апелляцию, уменьшается.
Конечно, ученик всегда вправе подать на апелляцию. В апелляции участвуют старшие эксперты, мы обязаны рассмотреть его работу и выслушать претензию.
«Но важно помнить, что по условиям апелляции мы рассматриваем не только те задания, которые ученики заявили, а полную работу экзаменуемого»
— Какие вы могли бы дать советы сдающим в этом году ЕГЭ?
— Главный совет всем ученикам — хорошо готовьтесь к экзаменам! Смотрите требования к экзаменам, внимательно читайте задания и учитесь четко отвечать на вопросы.