Страна и мир Наши люди истории «Забрали паспорта и не давали зарплату»: ростовчанка — о трудностях работы в Китае

«Забрали паспорта и не давали зарплату»: ростовчанка — о трудностях работы в Китае

Алиса Айдинян рассказала, сколько денег могут получать нелегалы

Певица Алиса Айдинян хотела круто изменить свою жизнь

Ростовская певица и танцовщица Алиса Айдинян успешна в родном городе — она регулярно выступает под псевдонимом Vokalissa и в составе шоу-группы AAA Ladies. Но три года назад, в 2016-ом, девушка рискнула, оставив привычный ритм жизни и на несколько месяцев уехала в Китай.

Алиса рассказала 161.RU о плюсах и минусах работы в Китае для иностранцев и вспомнила самые яркие эпизоды из поездок.

— Мне хотелось кардинально поменять свою жизнь. Вырваться из привычной обстановки, полностью себя прокачать. У меня много знакомых, которые работали в Китае. Рассказывали абсолютно разные вещи: кто-то считал эту страну самой неприятной в профессиональном опыте, а другие, будто в розовых очках, говорили, как всё было прекрасно.

В Китае большинство иностранцев работают нелегально. По рабочей визе единицы туда попадают: оформлять затратно и долго. В свою очередь, туристическая виза выгодна и агентству, и работнику — они заработают больше. Контракты существуют только виртуально. Контракт вроде есть, а вроде его и нет — если перефразировать интернет-мем. Условия согласовывают в чате в социальной сети, и для китайцев это обычная практика.

Алиса поехала в Китай по туристической визе

Еще один их минус — китайцы часто дают пустые обещания. Они ленивые до мозга костей. Если китайца просят решить чью-то проблему — отправить документы, нанять на работу — он будет это делать долго и безответственно.

Китайский менеджер обещал прислать документы для визы за 3 недели, а сделал это только через 2 месяца. В итоге вся волокита с документами затянулась с марта до октября. Босс клуба, который занимался визой, кормил нас завтраками. Он должен был купить для нас билеты, но постоянно откладывал. В мае я собирала в чемодан летние вещи; когда наступил август — поняла, что надо брать вещи потеплее, потому что в Китае в лучшем случае мы окажемся уже осенью.

В китайском мессенджере WeChat (аналог WhatsApp, заблокированного в Китае. — Прим. ред.) есть чат для русскоговорящих ребят. Это так называемый «блек-лист» — список агентов и артистов, которые как-то подставляли партнеров по работе. Я отправила туда имя нашего менеджера. Мне дали обратную связь: написал парень, который работал в Китае со своим кавер-бендом. Оказывается, участники группы два месяца на него работали, а зарплату им не платили (должны были выплачивать гонорар каждые 2 недели). При этом паспорта у ребят забрали и спрятали в сейф — как гарант того, что они никуда не уедут и не найдут другую работу. Но это по факту. По закону паспорт забирает консульство, чтобы оформить вид на жительство. Но потом наши граждане выясняют, что это уловка для того, чтобы они были уязвимы. Это буквально рабство. Но ребята не растерялись: заперли менеджера в комнате и поставили условие — мол, пока не отдашь паспорта, мы тебя не отпустим. Выкрутились, в общем, и смогли уехать.

Изначально девушка хотела выступать с танцевальными номерами

После этой истории я уже думала забыть о поездке в Китай — но шел сентябрь, срок моей визы истекал (на въезд дают три месяца), мне стало жаль потраченных усилий, и я решила действовать. Я начала искать контракт самостоятельно — через группы в соцсетях. Девочки, с которыми я собиралась ехать, возмущались: предыдущий менеджер обещал зарплату 1200 долларов в месяц, а новые контракты дают на 100 долларов меньше. Конечно, мы же за полгода дома больше заработали!

Я вспомнила, что моя знакомая рассказывала про русского парня, который искал вокалисток и танцовщиц для рабочей поездки в Китай. Менеджер сработал оперативно: уже через две недели я поехала в аэропорт с пунктом назначения — город Гуанчжоу. Я была намерена зарабатывать танцами. Познакомилась с менеджером своего китайского агентства. Она сказала: «А я знаю, что ты еще и поешь».

Китайцы будут выжимать из тебя все таланты, но работать предложат на одну ставку. Менеджер предложила работу «sex singer». Я занервничала — чего они от меня хотят? Я не занимаюсь сексом за деньги! Потом выяснила, что она имела в виду — я выступаю на сцене в тех же костюмах, что танцовщицы гоу-гоу, но при этом пою 2–3 песни за вечер. А еще на мне обязательно будут крылья, как у ангелов Victoria’s Secret (американский бренд женского нижнего белья. — Прим. ред.). Они помешаны на образе красивой полуголой девочки с крыльями. Я была не против: много лет танцую, мы выступаем в открытых костюмах.

Решение было правильным. У меня был прекрасный график работы: я приходила в клуб к 23:00 уже накрашенная — оставалось только переодеться, — в 23:30 выходила на сцену и в полночь уже шла в отель. Все остальное время было свободным. За эту работу платили 1200 долларов в месяц.

Алиса с приятелями из Китая

Первое время, когда я гуляла по улицам своего городка Фошань, ощущала себя в центре внимания. Благо тогда блондинкой не была — вообще прохода не давали бы. Я высокая, а все китайцы маленькие. Со мной постоянно делали селфи. Фотографировали меня даже в состоянии полусна, когда я ехала в поезде. Еще и старались, чтобы я не заметила. Один парень сидел рядом, я открыла глаза и увидела, что у него открыта фронтальная камера смартфона. Он засуетился и попытался быстренько ее выключить.

Спустя месяц я поехала работать в северную часть страны. Местный босс клуба, в который меня взяли, пригласил на семейный ужин. А китайские дома в принципе не отапливают, люди греются сплит-системами. Когда я зашла в дом своего нового директора, сразу обратили внимание, что вся семья ходит в обуви. Я, приличная девочка, разулась — но через 20 минут пришлось шапку надевать! Настолько было холодно.

Конечно, я заболела. Лекарства с собой были — опытные знакомые перед поездкой меня убедили, что надо взять их из России. Но никакие препараты мне не помогали. Началось жесткая ангина, держалась высокая температура. В таком состоянии я отрабатывала свою программу каждый вечер в течение двух недель. Спасало то, что не надо было петь целый час. К врачу я обратиться не могла: почти каждый день переезжала. Скорую вызвать или пойти в клинику тоже не было возможности — зарплату мне выдали только за день до вылета домой. Китайскую банковскую карту мне так и не оформили — затягивали постоянно (возвращаемся к пункту о лени). У меня был аванс, который выдали в самом начале, и какие-то проценты с проектов в клубах. Сейчас понимаю, насколько рискованно было жить там фактически без денег на внештатные ситуации.

Я зашла в аптеку, объяснила фармацевту, в каком я состоянии. Там же сидел какой-то мужчина. Он спросил на английском, какая у меня температура, какие у меня симптомы. Я не понимала: почему он задает эти вопросы, кто это? В итоге он дал мне три пакетика с неизвестными чудодейственными лекарствами. Я сфотографировала их, проверила в интернете — это не психотропные вещества. Содержимое трех бумажных конвертиков нужно было пить три дня. И как рукой сняло! Понятия не имею, из чего сделаны лекарства, но благодаря им я выздоровела.

Алиса две недели выходила на сцену с высокой температурой

Китай научил меня не бояться делать то, что в кайф. Например, странно одеваться, полоскать горло в туалете в метро или чистить зубы на вокзале. В китайском обществе нет навязанных норм приличия: они себе «дошираки» заваривают на улице!

Через три месяца после возвращения домой я снова поехала туда, но уже с тремя девушками из моей кавер-группы. За полтора месяца мы подготовили часовую шоу-программу. Мотивация снова оказаться в Китае была настолько сильной, что сделали все очень быстро. Мы буквально жили в студии. Я сама придумала и сшила нам костюмы.

Второй раз было проще физически: работали в трех городах по месяцу. Но кое-кто (то есть я) решил обойтись без агентства. Хотели больше заработать, начальную ставку подняли до 1500 долларов.

Афиша одного из шоу Алисы Айдинян в Китае

Самая примечательная история произошла в частном парке. Нас пригласили выступать там с танцевальным шоу, оплатили проживание и питание. Это немного насторожило: слишком уж все хорошо. Обещали, что это будет город в три раза больше Москвы, а приехали в глухую деревню. Первые три дня мы не работали — а находиться в Китае просто так очень дорого. В день на человека нужно примерно 3000 рублей. После нескольких дней выступлений я поняла, что менеджер боится, что если получим деньги заранее, мы уедем. Работа была легкая: выступать по 6 минут трижды в день.

Долг уже перевалил за 200 000 рублей. Я поняла, что их надо проучить. Схема по зарплате была такая: парк заплатил менеджеру, а он расплачивается с нами. Получается, к парку никаких претензий. Мы решили не выступать, на вопросы менеджера в чате ответили: «No money — no work». Позже написал директор парка. Я поставила условие: пока не дадут деньги, выступать мы не выйдем.

Со мной встретился представитель парка, повел к своей машине. Дает деньги — а они завернуты в газету, прямо как рыба. А еще купюры небольшого номинала — и получилась внушительного размера стопка. Какой-то парень увидел это и предложил меня проводить, чтобы ничего не случилось. В конце концов, мы все-таки выступили, а деньги перевели на электронный кошелек и привязали его к российской карте.

В Китае Алиса провела почти полгода

Второй месяц мы отработали в клубе. Тогда общение с менеджером было прекрасным — она говорила по-русски. Но после десяти дней начались проблемы: босс клуба сказал, что перевел деньги менеджеру, она же уверяла, что денег нет. Велела нам не выходить на работу. А потом поняли, что эта девушка по отлаженной схеме работает: берет предоплату за 7 дней, артисты отрабатывают только 3 дня, а потом она и находит им новую работу. «Кидает» клубы.

Вдобавок она оказалась нерусской. Как-то я написала ей сообщение в чате: «По ходу, какая-то фигня началась». А она ответила: «Прости, а что ты имеешь в виду?» А потом уточнила, что она китаянка. Я не виделась с ней, но созванивалась: она прекрасно говорит по-русски, и невозможно было что-то заподозрить.

Босс клуба предложил работать без посредника. Мы согласились — и началось страшное. Ее начальник позвонил нам и пригрозил натравить полицию, если мы не уедем работать в другой клуб. В клубе нас заверили, что все будет в порядке. Как правило, хозяева заведений договариваются с полицией, их заранее предупреждают о рейдах. В эти дни нелегальные артисты не выступают. Полиция так и не приехала, но мы очень сильно испугались.

После поездок в Китай мне ничего не страшно. Я смогу решить, пожалуй, любую проблему. Получила за месяцы работы в Китае больше опыта, чем за несколько лет в Ростове. Я ни о чём не жалею, это была отличная школа жизни.

Если у вас или ваших знакомых есть истории об их уникальном опыте за рубежом, и вы хотите этим поделиться — присылайте информацию на почту редакции 61@rugion.ru, в нашу группу «ВКонтакте», а также в WhatsApp по номеру +7–918–50–50–161.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем