16 июня воскресенье
СЕЙЧАС +32°С
  • 30 мая 2019

    Комментировать стало проще!

    Друзья, это случилось — мы все упростили. Теперь просто пишете свое мнение и сразу отправляете его! Мы убрали  капчи, картинки, без которых нельзя было оставить комментарий. Вы отправляете коммент, и он тут же появляется на сайте. Давайте общаться!

    7 мая 2019

    Кто пишет новости на 161.RU? Сейчас расскажем!

    На сайте появилось интересное обновление. Теперь, щелкнув на фамилию автора (она указана под каждой новостью), вы попадете на его персональную страничку. Там вы узнаете, кто он такой, чем увлекается и как давно работает на 161.RU. А еще там есть ссылки на его странички в соцсетях. Давайте дружить!

    30 апреля 2019

    Расскажите военную историю ваших родных!

    Перед Днём Победы портал 161.RU и социальная сеть ВКонтакте запускают проект #9мая161. Мы собираем фотографии и истории настоящих героев - ваших дедушек и бабушек, которые воевали или работали в тылу во время Великой Отечественной войны.
    Подробности читаем по ссылке:

    Подробнее
    Еще

Почему Ростову не нужно метро — и чем его можно заменить

Рассказываем, почему возможное строительство метрополитена в Ростове — потенциальная катастрофа

Поделиться

Строительство метрополитена приведёт к закапыванию гигантских денег в землю

Фото: Александр Подопригора, Полина Авдошина

Ростовское метро — один из самых старых городских мемов: о строительстве метрополитена в Ростове-на-Дону мечтают с конца 70-х годов. Удобную тему годами эксплуатирует местная власть: так, весной 2019 года губернатор снова заговорил о планах по строительству метро «в ближайшие пять лет». Редактор 161.RU Алексей Максимук рассуждает, что метрополитен принесёт городу больше проблем, чем удобств — и приводит аргументы, которые вы не сможете оспорить.

Метро — это дорого. Очень дорого

Метрополитен дорого строить. Стоимость всего одной линии превышает годовой бюджет Ростова-на-Дону в несколько раз — а прокладывать только одну ветку бессмысленно. К тому же в городе сложная геология, отчего стройка только больше подорожает. Метрополитен в России — в первую очередь федеральные деньги, и сегодня их почти невозможно получить, если вы не Москва, Петербург или Казань. Если вам говорят обратное — скорее всего, собеседник лукавит.

Метро дорого содержать. В городе масштаба Ростова нет пассажиропотоков, при которых метрополитен становится экономически выгодным. Они есть в Москве, найдутся в Петербурге (и то не всюду) — но в миллионном региональном центре «тяжёлому» метрополитену придётся обслуживать довольно умеренные потоки, и реальная стоимость билета в таких условиях поднимется до небес. Метро будет генерировать убытки — а ещё нужно ремонтировать и содержать станции, тоннели и поезда, платить зарплаты, покупать электричество, да и развивать сеть тоже придётся. Метрополитен — «чёрная дыра» для регионального бюджета.

Метро — это долго

Строительство даже одной ветки (а на большее, вероятно, денег так никогда и не найдётся) — задача лет на десять. Причин много: сложность стройки под землёй, необходимость выкупа земель и переноса коммуникаций, нестабильность финансирования (вспомним, что всё завязано на федеральные деньги), большие расстояния крупного города.

При малейшей проблеме в экономике страны или региона стройка встанет. Посмотрите на анекдотичный Омск (за 25 лет построена одна станция и метромост, строительство метро официально прекращено), Донецк (за 20 лет до войны построено только несколько тоннелей), Челябинск (за 27 лет построены полторы станции, сроки открытия до сих пор не определены). Ничего с советских времён не построено в Днепре (сейчас там ветка из шести станций в бывшую промзону — её успели построить до распада Союза — и очень мало пассажиров), по одной–три станции — в Нижнем Новгороде, Самаре, Новосибирске. Даже в благополучной Казани, где построили единственный в постсоветской России метрополитен с нуля, на возведение одной линии — в редких для страны условиях стабильного финансирования метростроя — ушло 13 лет. Метро там до сих пор полупустое.

Омское метро строили 27 лет — и не построили почти ничего

Фото: Wikimedia Commons

Метро не спасёт от пробок

Как ни парадоксально — это так.

Почему?

Во-первых — само строительство метрополитена приведёт к проблемам с дорожным движением. Если в центре часть линий можно строить закрытым способом, то ближе к окраинам наверняка будут строить ветки так называемого мелкого заложения — то есть прямо под улицами на небольшой глубине с помощью котлованов. Просто представьте перекрытый лет на пять проспект Стачки (или Нагибина) и подумайте, так ли нужен метрополитен.

Во-вторых — неразвитость системы метро приведёт к тому, что людям всё так же будет удобнее пользоваться личными машинами или наземным общественным транспортом. Все мы любим ехать без пересадок и напрямую. А ещё в постсоветской России принято снимать маршруты наземного транспорта вдоль линий метро, что приводит к ухудшению транспортной системы и, опять же, росту пробок.

В-третьих — метрополитен будет высасывать на своё содержание большую часть транспортного бюджета. На развитие остального транспорта денег останется существенно меньше, чем могло быть — вряд ли это пойдёт на пользу дорожному движению города.

Метро устарело

Метрополитен «советского» типа — а ничего другого под этим словом в России, как правило, не подразумевают — это неповоротливый и прожорливый мамонт, который остался в реалиях 70-х годов прошлого века.

Это негибкая система. Её нельзя разветвить на окраинах, чтобы удобно подвести линию в каждый микрорайон. Её нельзя разбить достаточным числом остановок — между станциями до сих пор делают перегоны не меньше километра. Она не может быстро реагировать на изменения пассажиропотока: оперативно укоротить или удлинить поезд — практически нереальная история. Туда, в конце концов, приходится утомительно спускаться.

«Советский» метрополитен — это раз и навсегда построенный хребет города, который подразумевает полную подстройку под него всей транспортной системы. И если хребет проложен неправильно или оказался не том месте в ходе истории, город остаётся один на один с километрами ненужных тоннелей и станций, которые практически нереально перестроить под новые требования мегаполиса. Именно это произошло в Самаре, Днепре, Ереване, Нижнем Новгороде и ещё нескольких похожих на Ростов городах.

Фото: Полина Авдошина

И что делать?

Построить что-нибудь другое — проще, дешевле и эффективнее. В 2019 году вариантов хватает.

Например, скоростной трамвай. Этот термин в России сегодня объединяет всё подряд — и советскую смесь «тяжёлого» метро с обычным трамваем (Волгоград и Кривой Рог), и полностью обособленную систему тех же времён в Киеве, и современный LRT в Европе, США и на Ближнем Востоке.

Ростову подойдёт последнее решение: наземный современный (то есть длинный, тихий и быстрый) трамвай на изолированной линии прямо по городским улицам. В центре его можно спрятать под землю, если хочется всё же куда-нибудь спускаться. Для эффективной работы системы нужно сделать минимум: построить современные платформы, купить многометровые трамвайные поезда, изолировать пути и дать приоритет при проезде перекрёстков — всё это вполне реализуемые вещи даже в нынешней России. Грамотно построенный трамвай сможет перевозить почти столько же пассажиров, сколько загруженная линия «тяжёлого» метро — но при этом его можно завести в каждый район города, создать удобную систему маршрутов и разместить остановки везде, где они нужны.

Такая система стоит на порядки дешевле метрополитена (см. инфографику), строится в разы быстрее, гораздо гибче и дешевле в эксплуатации. Подобные трамвайные линии сейчас строят во всём мире, от мегаполисов Европы до региональных центров Турции и Африки. И нет — в городе с лихвой хватит места, чтобы это всё построить.

Ещё одно решение — ещё дешевле и быстрее в реализации — система скоростных автобусов (BRT). Фактически это трамвай без рельсов: такие же физически выделенные полосы, отдельные платформы для посадки, длинные автобусы и большая скорость передвижения с приоритетом на перекрёстках. Такие системы распространены в Южной Америке (самые известные — в городах Куритиба и Богота) и в Азии (например, такие автобусы работают в Стамбуле). Связана география именно со стоимостью: не самые богатые города мира выбирают недорогое решение — BRT.

А ещё можно построить канатное метро — по крайней мере, в этом уверены наши соседи в Краснодаре. Оставим идею на совести тамошних чиновников.

Почему мы вообще мечтаем о метро?

Потому что хотим передвигаться по городу быстро и предсказуемо. Метрополитен ассоциируется с чёткостью работы, возможностью точно планировать время поездки и коротким ожиданием поезда в тепле и комфорте.

Но на самом деле нам нужно не само метро — нам нужен сервис, как в метро. И есть масса способов получить его гораздо проще, дешевле и быстрее, чем ввязываться в многолетнее закапывание миллиардов в донские лёссы.

Уже сейчас нужно сделать самые простые и необходимые вещи: избавиться от наличности в транспорте, ввести пересадочные билеты, наладить работу выделенных полос и транспорта в вечернее время (ещё пригодятся ночные маршруты) и пересмотреть принципы экономических отношений с перевозчиками. Конечно, надо убрать из города оставшиеся маршрутные такси, привести в порядок троллейбусную сеть, довести до ума существующую трамвайную систему и понять, зачем нам нужна городская электричка и как она должна работать.

Для многих ростовчан это выглядит как наивная болтовня — но это простые, действенные и реальные (в отличие от метро) меры. При грамотной реализации это даст такой эффект, что, возможно, внеуличный транспорт Ростову вообще не понадобится. Как минимум — в ближайшие несколько лет.

Фото: Полина Авдошина

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Есть чем оспорить? Присылайте свою точку зрения на почту редакции, в наши группы во ВКонтакте, Facebook и Одноклассники, а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7–918–50–50–161 или на почту: 61@rugion.ru. Телефон службы новостей: 303–06–14.

У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости Ростова. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/news161ru.

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Метрострой
9 апр 2019 в 11:22

Опять бла бла бла метро не надо... а где вы транспорт пускать собрались, стесняюсь спросить по 6м тропинкам с кучами мусора и ям по краям, где двум жигулям не проехать, вы по ним собираетесь троллейбусы с трамваями пускать?

Эжба
9 апр 2019 в 11:17

Ну да, давайте, убедите нас, что добираться из Александровки в Центр час это неплохая идея.
Дорого? Да, дорого. Но можно перестать засылать деньги в Сирию, Венесуэлу, Ливию, Крыгызстан, да куда угодно, а просто сделать жизнь ростовчан комфортнее.

Гость
9 апр 2019 в 12:32

Вся статья - безграмотная чушь. Скорее всего она заказана владельцами автобусных компаний. Если построить 4 ветки метрополитена, как обозначено на карте, большинство маршрутов опустеют. Но это позволит изменить схему движения автобусов, оптимизировать её под метрополитен как везде в городах, где он есть. Это даст более равномерное покрытие города автобусными маршрутами, позволить реализовать принцип "5 минут пешком до любой остановки, с которой можно уехать в любую точку города". Для реализации этого принципа необходим метрополитен. А глупости, написанные в статье, даже не обсуждаются.