Эксперты рассказали, как улучшить работу ростовского транспорта

Публикуем мнения трех транспортных специалистов

Поделиться

Проблем с транспортом в Ростове хватает

Фото: Евгений Вдовин

Во вторник, 19 марта, новый директор департамента транспорта Ростова-на-Дону Христофор Ермашов объявил о создании общественного совета для решения транспортных вопросов города. В совет войдут представители СМИ и Центра интеллектуальной транспортной системы, а также профильные научные сотрудники. Решения по транспорту будут приниматься и на совете, и в рабочей группе с участием представителей транспортных компаний, заявил Ермашов.

Ростовские эксперты в области транспорта Михаил Кругликов, Игорь Негодаев и Юрий Плохотниченко собираются войти в общественный совет, если будет такая возможность. 161.RU поговорил со специалистами о том, как можно улучшить общественный транспорт Ростова-на-Дону и что для этого понадобится.

По мнению администратора сообщества «Ростовский городской транспорт» Михаила Кругликова, в первую очередь нужно заняться вопросами корректировки маршрутной сети — существуют маршруты, на которых количество транспорта, необходимое по контракту, избыточно.

— Кроме того, есть еще два важных вопроса — обособление движения общественного транспорта, в первую очередь, это трамвай на улице Максима Горького, и вечерняя работа транспорта. Также хочется поднять вопрос об усилении роли муниципального перевозчика — 19 марта [когда дептранс одним днём сменил перевозчика на двух нагруженных маршрутах, и перевозки на них осуществляла муниципальная МТК «Ростовпассажиртранс»] показало, что он является гарантом стабильного обслуживания и при необходимости может выходить на «брошенные» маршруты.

Для усиления роли муниципальной транспортной компании, считает Михаил, нужно закупить дополнительные автобусы. Поскольку у города денег на эти цели нет, нужно понять, сможет ли областной бюджет помочь в этом городу, поскольку от этого будет толк, уверен эксперт.

Также Кругликов прокомментировал возможное повышение стоимости проезда, которое, по словам главы дептранса Христофора Ермашова, может стать следствием дополнительных расходов транспортников на дооборудование автобусов.

— Если тахографы и фискализацию требуют новые федеральные законы — безусловно, перевозчикам придется это исполнять, — отметил Михаил. — Не надо забывать и о том, что сейчас почти все перевозчики обновили подвижной состав и выплачивают лизинговые платежи. При этом стоимость топлива повышается, а тариф последний раз менялся полтора года назад. А цена проезда складывается из затрат перевозчика на обслуживание (покупка и обслуживание транспорта, зарплата водителю и механикам и т. п.).

Эксперт портала «Ростов-Транспорт» Игорь Негодаев ждет от общественного совета возможностей предлагать и продвигать меры по улучшению транспортной системы города.

— В «Ростов-Транспорте» достаточно много экспертов, мы занимаемся не только теоретическим, но и практическим изучением проблем, включая моделирование транспортных потоков. Хотелось бы, чтобы наши предложения оказались востребованными. В первую очередь, нужно вынести на обсуждение вечернюю работу транспорта, простои на остановках, тарифное «меню» (возможность бесплатных/скидочных пересадок, «ночной» тариф и так далее), маршрутные схемы (не все из них удачные) и остановки. По ним тоже есть проблемы. Например, в некоторых нужных местах их официально нет, а в других местах они сделаны неудобно (Ворошиловский/Красноармейская, по Красноармейской в восточном направлении).

Нынешнюю стоимость проезда Игорь Негодаев не считает слишком высокой по сравнению с другими городами России.

— Сейчас стоимость проезда в Ростове ближе к «дешёвой». Наши тарифы в автобусах: 24 рубля наличными и 20 рублей безналом, в электротранспорте — 17 рублей. Для сравнения: в Краснодаре — 26 рублей наличными и 24 рубля по карте. В Волгограде стоимость проезда в электротранспорте: наличными или банковской картой — 25 рублей, транспортной картой — 20 рублей. В Казани — 27/25 рублей; правда, при покупке проездного на 100 поездок за 1800 рублей стоимость одной поездки составит всего 18 рублей.

Автобусы будут дооборудовать — на это нужны деньги, а откуда их взять перевозчикам, кроме как из кармана пассажира? Я бы хотел, чтобы повышали стоимость проезда только за наличный расчёт — это резко подтолкнуло бы пассажиров платить картами, и прозрачность финансовых потоков в транспорте сильно бы возросла. Приемлемыми были бы цифры 30 рублей наличными и 20 — безналом (с сохранением всех льгот).

В начале марта 161.RU сообщал, что донские перевозчики, работающие на пригородных и междугородних маршрутах, смогут сами устанавливать стоимость проезда. По словам Негодаева, Минтранс убеждён, что резкого роста тарифов не будет — помешает конкуренция, в том числе между агрегаторами перевозок на личных автомобилях (например, BlaBlaCar) и ЖД-перевозок. В «Ростов-Транспорте» настроены несколько более скептически и предполагают, что рост цен всё же произойдёт — не быстрый, но всё-таки он будет. Хотя, по словам эксперта, власти заложили в решения механизмы сдерживания роста тарифов.

— Перевозчик должен за 90 дней сообщить о своем желании повысить цены. А у властей остается право объявить конкурс на маршрут и поискать исполнителя, готового возить за меньшую цену. Сработает ли это — покажет время. Кстати, среди некоторых перевозчиков существует мнение, что цены на проезд по пригороду/межгороду поднимать нельзя. Иначе все уйдут на личные автомобили и совместные поездки, — рассказал Негодаев.

Эксперт портала Travel.ru Юрий Плохотниченко также готов стать членом общественного совета — но только если пригласят и если это будет структура, реально на что-то влияющая.

— Слишком часты случаи «общественных советов», существующих с чисто декоративными функциями, — пояснил эксперт. — Сложно судить, как видят в дептрансе функции будущего общественного совета. В идеале — это должна быть структура, собирающаяся не реже раза в месяц и привлекающая внимание к тем вопросам, которые ускользнули от внимания самого департамента. Но важнее всего, чтобы общественный совет оценивал предстоящие решения дептранса до того, как они будут официально приняты. Это помогло бы найти потенциальные «подводные камни» и избежать возможных ошибок.

На общественном совете эксперт предложил бы рассмотреть для начала ключевые проблемы ростовского транспорта. В первую очередь это — плохая работа в вечернее время, длительные простои транспорта на промежуточных остановках, несовершенная тарифная система, дублирование различными маршрутами друг друга.

— Несмотря на то, что всё это вопросы, для которых нет радикальных быстрых решений, общественный совет мог бы помочь найти способы хотя бы локальных или частичных улучшений. Более частные вопросы — скажем, о расположении тех или иных остановок, о работе конкретного маршрута, о способах информирования пассажиров — вполне могут сразу решаться дептрансом совместно с общественным советом.

Ростовские тарифы на транспорт эксперт назвал невысокими — но только на первый взгляд.

— 24 рубля наличными и 20 по карте (и тем более 17 в электротранспорте) смотрятся выгодно по сравнению с ценами в большинстве других крупных городов. Например, в Краснодаре тариф сейчас составляет 26 рублей наличными и 24 по карте, в Казани — 27 и 25 соответственно, в Екатеринбурге — 28 и 26, в Уфе — 20 и 18, в Самаре — 28. Вместе с тем из-за наличия множества перевозчиков в Ростове все еще архаичная тарифная система, не учитывающая, что многим пассажирам приходится ездить с пересадкой и платить двойную цену. По той же причине фактически отсутствуют месячные, недельные и прочие проездные билеты, которые могли бы помочь сэкономить тем, кто ездит часто либо с пересадками. И здесь Ростов уже начинает смотреться невыгодно. Например, в Екатеринбурге разовая поездка по карте значительно дороже ростовской — 26 рублей против 20, однако пересадочный (в течение получаса от первого до последнего входа в транспорт) екатеринбургский билет уже гораздо дешевле — 28 рублей против 40 за поездку с пересадкой в Ростове. А за 40 рублей в Екатеринбурге можно безлимитно ездить целый час.

По словам Юрия, тарифная система в Ростове должна развиваться, во-первых, в сторону дальнейшего увеличения скидок за безналичную оплату, а во-вторых, в сторону появления скидочных (или вовсе бесплатных) пересадок. Только тогда, уверен эксперт, можно будет реально оптимизировать маршрутную сеть в городе, убрав дублирующие маршруты и при этом резко увеличив частоту движения на всех остальных.

Если вы хотите первым читать самые интересные материалы, подписывайтесь наканал 161.RU в Telegram: t.me/news161ru.

Увидели что-то интересное в городе? Присылайте информацию на почту редакции 61@rugion.ru, в нашу группу «ВКонтакте», а также в WhatsApp по номеру +7 918 50–50–161.

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Водитель автобуса
22 мар 2019 в 16:00

Стесняюсь спросить, а почему пряники только за счёт водителей? О нас кто нибудь подумал? Вы хотите чтобы мы ежедневно с 5.30 до 00.00 работали? Вы хотите чтобы мы засыпали за рулём с полным салоном пассажиров на ходу? Или инфаркт из за большого количества кофе? Сегодня большая нехватка водителей. И вряд ли в скором времени будет полный комплект. Должен соблюдаться кзот преже всего, особенно в такой отрасли. Не только на бумаге, как это сейчас руководство АТП делают..... вспомните мои слова, когда кто нибудь угробит ваших родных или близких.....

21 мар 2019 в 13:47

С чего эти люди стали экспертами? Что они сделали для города, чтоб иметь такой статус? Языком впустую болтать - не мешки носить.

Експерт по транспорту
21 мар 2019 в 14:29

Да.... Из них експерты как из Ксюши Собчак министр обороны! Они насоветуют!