16 июня воскресенье
СЕЙЧАС +32°С
  • 30 мая 2019

    Комментировать стало проще!

    Друзья, это случилось — мы все упростили. Теперь просто пишете свое мнение и сразу отправляете его! Мы убрали  капчи, картинки, без которых нельзя было оставить комментарий. Вы отправляете коммент, и он тут же появляется на сайте. Давайте общаться!

    7 мая 2019

    Кто пишет новости на 161.RU? Сейчас расскажем!

    На сайте появилось интересное обновление. Теперь, щелкнув на фамилию автора (она указана под каждой новостью), вы попадете на его персональную страничку. Там вы узнаете, кто он такой, чем увлекается и как давно работает на 161.RU. А еще там есть ссылки на его странички в соцсетях. Давайте дружить!

    30 апреля 2019

    Расскажите военную историю ваших родных!

    Перед Днём Победы портал 161.RU и социальная сеть ВКонтакте запускают проект #9мая161. Мы собираем фотографии и истории настоящих героев - ваших дедушек и бабушек, которые воевали или работали в тылу во время Великой Отечественной войны.
    Подробности читаем по ссылке:

    Подробнее
    Еще

Сюжет для Стивена Кинга: как ростовские автобусы убивают своих водителей

161.RU провёл расследование и выяснил, почему новые автобусы движутся без человека за рулём

Поделиться

Меньше чем за год в городе погибли два водителя автобусов

Фото: читатель 161.RU

Днём в среду, 27 февраля, в Ростове-на-Дону на конечной остановке «Сельмаш» погиб 50-летний водитель 58-го маршрута. Его раздавил собственный автобус, который неожиданно покатился, когда мужчина вышел из кабины.

Это уже вторая подобная смерть в городе за последние пять месяцев: в декабре на улице Орской при похожих обстоятельствах погиб водитель автобуса маршрута 3А.

У этих происшествий много похожего: в частности, автобусы начинали самопроизвольно катиться под уклон, когда оба погибших покинули кабину и закрыли за собой двери снаружи.

Как стало известно 161.RU, по такому же сценарию, помимо двух смертельных случаев, за девять месяцев в городе произошёл ещё ряд инцидентов. Часть этих происшествий попала в СМИ, ещё часть случилась без лишних свидетелей и заметных последствий.

Что известно

  • С июня 2018 года на городских улицах произошло минимум 10 самопроизвольных укатываний припаркованных автобусов (со слов водителей); ещё несколько инцидентов, по данным источников в транспортной компании, случились при обслуживании в гаражах. В СМИ попали минимум пять случаев.
  • Все происшествия связаны с автобусами одной модели — НЕФАЗ-5299-40-51/52 (они построены на шасси КАМАЗ и носят именно этот шильдик на кузове). Это самые новые автобусы в городе, их закупили к чемпионату мира по футболу в 2018 году.
  • Автобусы начинали катиться, когда водители выходили из них и закрывали за собой переднюю пассажирскую дверь. Как правило, они укатывались под уклон — как вперёд, так и назад по ходу движения.
  • Таких «эпидемий» однотипных ДТП с другими моделями автобусов в городе в последние годы не случалось. 161.RU известно только о единичных случаях укатывания с разными моделями.

Видео прислал читатель 161.RU

161.RU поговорил с двумя работниками МУП МТК «Ростовпассажиртранс» — предприятия, которому принадлежат большинство новых автобусов. Собеседники издания связали проблему с двумя моментами: непривычной и плохо описанной работой тормозной системы на новых автобусах и плохой организацией работы в транспортной компании.

Фото: Полина Авдошина

Скрытая система

— Первая проблема в том, что более старые автобусы, на которых работали ростовские водители, не имеют такой электронной начинки, как новые НЕФАЗы. На тех всё было просто: стал на остановке — держишь автобус на педали тормоза. Остановился надолго — дёрнул ручник, который от дверей не зависит. Бывали, конечно, случаи, когда забывали даже про ручник и автобусы укатывались, но такое случалось, может, раз в полгода. И точно не так часто, как сейчас, — рассказал работник «Ростовпассажиртранса». — А на НЕФАЗах при открытых дверях работает автоматический тормоз, и к нему быстро привыкаешь: открыл двери — автобус уже на тормозе, ничего держать не надо. Но когда работаешь три полных дня часов по 15, на третий день забудешь, как маму родную звать, не то что на ручник поставить: стоит сам — и хорошо, можно выйти в ларёк. А что этот тормоз привязан к дверям, вспоминаешь, только когда автобус уже катится.

Чтобы разобраться в особенностях тормозной системы новых автобусов, 161.RU обратился за комментарием к их производителю — корпорации КАМАЗ.

По словам заместителя главного конструктора ПАО «КАМАЗ», главного конструктора по автомобильным агрегатам и спецтехнике Андрея Савинкова, в автобусах НЕФАЗ-5299 сейчас действительно применяется система автоматического частичного подтормаживания при открытых дверях для безопасной посадки и высадки пассажиров на остановках.

— Это сделали как защиту от рассеянности водителя. На тот случай, если на мнимой горизонтальной поверхности дороги с малым уклоном он забудет или отпустит педаль тормоза при посадке/высадке пассажиров. Функция полностью автоматическая, режимов вкл./выкл. и специализированного обслуживания не требуется. В руководстве по эксплуатации не описывается! Ориентироваться на нее как на полноценную функцию остановки транспортного средства нельзя, — рассказал Савинков.

При этом он отдельно отметил, что эта функция не обеспечивает достаточного давления в тормозной магистрали автобуса, чтобы удержать его на уклоне, и не является аналогом стояночного тормоза.

Савинков сообщил 161.RU, что ни одного обращения, связанного с подобными ростовским проблемами, ранее завод не получал. Специалист, сославшись на требования эксплуатационных документов, охарактеризовал случаи покидания автобусов водителями без включения стояночного тормоза как «грубейшее нарушение».

Информированные источники в транспортной отрасли дополнительно отметили, что в некоторых более старых моделях автобусов, эксплуатирующихся в Ростове-на-Дону, установлены похожие системы безопасности — однако часть водителей их принудительно выключает из-за некого «неудобства». В результате при выходе из кабины у водителя не остаётся других вариантов, кроме как поставить автобус на надёжный стояночный тормоз — ручник.

Фото: Полина Авдошина

Работа без отдыха

Ещё один собеседник, имеющий отношение к МУП МТК «Ростовпассажиртранс», подтвердил проблемы с условиями работы водителей. По его словам, нормальным на предприятии является график 6/1, а формальные рабочие часы фактически существенно превышаются: некоторые водители действительно работают до 15 часов в день. Собеседник издания связал это с привязкой зарплаты водителей к плану по выручке, для выполнения которого они вынуждены существенно перерабатывать. Такое положение дел напрямую влияет на безопасность перевозок, уверен источник.

Есть у собеседника 161.RU претензии и к процессу обучения водителей на новой технике.

— Вы думаете, на новую технику как-то вообще специально учат? Да конечно: дали автобус и езжай, а документы оформляются задним числом. Никакой стажировки фактически не происходит. Погибший на Орской водитель, например, работал на новом автобусе только две недели (хотя имел большой опыт на других моделях) и пересел на него практически без обучения, — рассказал источник.

161.RU не удалось связаться с МУП МТК «Ростовпассажиртранс», чтобы получить комментарии к ситуации. Мы готовы опубликовать позицию компании отдельно.

Кроме Ростова-на-Дону, крупные партии аналогичных автобусов перед чемпионатом мира по футболу закупили также Татарстан, Свердловская область и Севастополь. В открытых источниках корреспонденту 161.RU не удалось найти происшествий, похожих на укатывания в Ростове. В профильных транспортных сообществах также не смогли вспомнить подобных случаев вне Ростова-на-Дону.

Читайте новости прямо на смартфоне в нашем канале Telegram.

Увидели что-то интересное в городе? Присылайте информацию на почту редакции 61@rugion.ru, в нашу группу «ВКонтакте», а также в WhatsApp по номеру +7–918–50–50–161.

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Анжелика
1 мар 2019 в 13:03

Послушайте, если водителей не устраивает график работы, то ищите работу с нормальным графиком! Соответственно з.пл будет меньше. Насчет инструктажа. Неужели водитель не в курсе, что автобус надо ставить на ручник? Знают. Причем здесь автобусы-убийцы? Элементарный человеческий фактор! Прежде чем садиться за руль, надо изучить все нюансы новых машин, чтобы не возникало страшных ситуаций.

Михалыч
1 мар 2019 в 12:33

Вот, все зло из-за системы оплаты труда. Водитель - не менеджер по продажам и никаких планов у него быть не должно. Но алчным барыгам в АТП это естественно не выгодно. Сломался автобус? Паши дополнительно, план не выполнен. Плохая погода и меньше пассажиров? Никого не волнует, паши до потери сознания. Охрана труда? Вы о чем, план же не выполнен.

Зачиняев Антон
1 мар 2019 в 18:03

Сколько бы часов не отработал водитель, поставить машину на ручник - это уже автоматизм!! С какими-то моделями прокатывало, они не уезжали, а с этими нет. И зная про эт особенность, зная что уже не первый случай, опять надеяться на "авось" и пытаться пролезть между автобусами. Неужели не было другого пути??