Обыкновенный ростовчанин торопится на остановку. Едва успевает сесть в автобус. Начинает ждать, когда водитель решит, что набрал достаточно пассажиров и тронется. Простои запрещены муниципальными контрактами с перевозчиками, но фактически повсеместны. Корреспондент 161.RU Ренат Дайнутдинов выяснил, как ведут себя водители на остановках и чем простои вредны для города.
После того как летом 2021 года мы изучили ситуацию с простоями, в Ростове резко выросли цены на проезд в общественном транспорте. В феврале 161.RU спросил читателей, продолжают ли водители стоять на остановках. Нам ответили сотни человек. Люди жаловались на простои в разных частях города — Днепровском, «Горизонте», площади Ленина, РИИЖТе… Чаще всего упоминались Ворошиловский и Буденновский. Отдельно люди отмечали, как автобусы высаживают пассажиров, не заезжая в «карманы».
Эксперимент подтвердил: ничего не изменилось
Утро, на остановке «Горизонт» (в сторону центра) людей мало. Автобусы стоят недолго, но останавливаются при этом где попало. Один не заехал в «карман», второй встал «вторым рядом», третий вовсе не доехал до остановки и высадил людей возле забора. Так делают не все, но из-за нарушителей другим автобусам в «карман» попасть тяжело. Вечером на этой остановке (в сторону Северного) ситуация другая. Некоторые автобусы стоят минимум три минуты, ожидая пассажиров.
На площади Ленина похожая ситуация. Утром всё хорошо, а вечером начинаются проблемы. Простои есть, но автобусы стоят, если сравнивать с центром города, недолго — максимум три минуты.
В центре на площади Советов обстановка за полгода не изменилась. Автобусы приезжают сюда, как на вторую конечную. Утром и вечером автобусы стоят от трех до семи минут. Здесь их целая вереница. Интересно, что некоторые из них уезжают с остановки, так и не взяв ни одного пассажира. Проблема на площади Советов не новая.
— Маршрут № 49 в декабре 2021 года на остановке «Площадь Советов» стоял двадцать минут. Это мой рекорд. В транспортной компании тогда пообещали, что больше такого не повторится, — рассказал 161.RU автор проекта «Ростовский городской транспорт» Михаил Кругликов.
Из автобуса в автобус ходят мужчины и что-то рассказывают водителям. Некоторые из них даже выходят из кабины, чтобы поздороваться с неизвестными. Всё это проходит на фоне проверки масок у пассажиров.
Если водитель умышленно стоит на остановке, пассажирам следует звонить в call-центр Городского центра управления пассажирскими перевозками по бесплатному номеру: 8 800 222-76-76, указав госномер автобуса, маршрут, дату и время поездки.
За простои наказывают?
В январе 2021 года тогдашний глава дептранса Христофор Ермашов называл проблему простоев одной из главных. По его словам, в новых контрактах с перевозчиками прописывали, что автобус должен стоять не больше 30 секунд после посадки или высадки последнего пассажира. С тех пор ничего не изменилось.
На жалобы читателей 161.RU в администрации Ростова отвечают, что Департамент транспорта проверяет автобусы на линии и к нарушителям применяет «дисциплинарные меры».
— Длительное время стоянки автобуса на промежуточном остановочном пункте приводит к нарушению графика движения не только данного транспортного средства, но и других автобусов, следующих в попутном направлении по общему участку пути, что, в свою очередь, провоцирует других водителей автобусов к нарушению временного интервала нахождения на остановочных пунктах и скорости движения, — ответили чиновники. Чтобы не было простоев, они проводят с водителями «профилактические беседы».
Это провоцирует пробки
Одной из причин простоев полгода назад эксперты называли высокие планы по выручке у водителей. Михаил Кругликов считает, что автобус, долго ожидая одних пассажиров на остановке, только теряет других.
— От того, что он долго стоит, на остановку не придет больше пассажиров. А в перспективе их будет даже меньше. Люди будут искать более быстрые способы перемещения по городу — на такси или автомобиле, — считает Кругликов.
В последние годы власти Ростова часто говорят о желании пересадить горожан на общественный транспорт, чтобы разгрузить дороги.
— В ноябре 2020 года мы провели небольшое исследование, опросив людей, которые перестали пользоваться общественным транспортом. Основными мотивами ухода были низкая скорость, по сути из-за простоев, и непредсказуемость — нерегулярность работы. Решив проблему простоев, можно приблизить решение проблемы пробок, — добавил эксперт.