Дороги и транспорт фоторепортаж «Ермак», роботы и расплавленный металл: рассказываем, как на Дону делают электровозы

«Ермак», роботы и расплавленный металл: рассказываем, как на Дону делают электровозы

Смотрим фоторепортаж с производственных линий НЭВЗа

НЭВЗ — крупнейший российский производитель грузовых и пассажирских электровозов

Слава Степанов — блогер и промышленный фотограф. Ему интересно увидеть своими глазами весь процесс производства электровоза. Он снимал, как делают уральские электровозы в Верхней Пышме, на Тверском вагоностроительном и Демиховском машиностроительном заводах. Смотрим, как делают локомотивы в Ростовской области, на Новочеркасском электровозостроительном заводе.

На НЭВЗе меня удивило, что это предприятие до сих пор сохраняет именно максимально полную цепочку производства. Там огромная иерархия цехов и производства. Это необычно — сейчас почти все крупные предприятия перешли на режим кооперации. Это связано в первую очередь с экономической целесообразностью.


Именно здесь делают большую часть пассажирских и грузовых локомотивов, курсирующих по российским железным дорогам. НЭВЗ входит в число крупнейших технологических компаний России и обеспечивает работой многих жителей Новочеркасска. Именно здесь производят локомотив 4ЭС5К семейства «Ермак» — самый мощный в мире грузовой электровоз.

Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ) производит грузовые и пассажирские локомотивы

Предприятие работает с 1932 года, и изначально здесь делали паровозы. В предвоенные годы и во время Великой отечественной войны завод был эвакуирован и выпускал пушки. Еще на нем ремонтировали танки и даже строили самолёты.

За последние пять лет на заводе выпустили более 2200 электровозов различных типов

С 2017 года на предприятии проходят большие технологические изменения. Здесь создают цифровые копии заводов, строят единую IT-инфраструктуру. К примеру, на НЭВЗе делают модели локомотивов в 3D.

НЭВЗ — один из крупнейших работодателей Ростовской области 

На предприятии — около девяти тысяч сотрудников. Для сравнения: всего в Новочеркасске проживает 168 тысяч человек.

В завод входят цеха основного и вспомогательного производства, метрологический, вычислительный и учебный центры. Для испытания электровозов у предприятия есть обкатное кольцо 7,4 километра.

У завода есть собственное литейное производство. Оно нужно, чтобы делать заготовки и детали для электровозов. Температура расплавленного металла может достигать примерно 1500 градусов.

В штамповочном цеху часть задач выполняют роботы, которые загружают заготовки и снимают с ленты готовые детали.

Этап заготовительного производства, на котором работает комплекс лазерной резки
На токарном станке обрабатывают большое зубчатое колесо
В электромашинном цехе производят коллекторы, якоря (так называют вращающуюся часть электродвигателя) и другие детали двигателей
Здесь проходит один из этапов их монтажа — укладка изоляции

В аппаратном цехе собирают, регулируют и испытывают электроаппаратуру: реле, быстродействующие выключатели и контроллеры машиниста.

Сварщики работают над тележкой будущего грузового электровоза 2ЭС4К «Дончак»
Крышу электровоза 2ЭС4К соединяют с боковой стенкой

В 2006 году, чтобы придумать имя для 2ЭС4К, руководство завода объявило конкурс, в котором могли участвовать все жители города. В итоге победило название «Дончак», потому что Новочеркасск считается столицей донского казачества.

Работники экспериментально-аппаратного цеха монтируют пульт машиниста

Каждая новая модель электрического аппарата попадает в серийное производство только после того, как пройдёт стадию опытного образца.

Электровозы окрашивают в фирменные цвета. Это делается в несколько этапов. На последнем вручную закрашивают самые мелкие контрастные детали и метки. Обычно для них используют светоотражающую краску, которую хорошо видно в темноте: это важно для безопасности на железной дороге.

Завершающий этап — сборка, испытание и сдача готового электровоза 

Сборочное производство происходит на нескольких эталонных линиях, на каждой из которых монтируют определенный вид оборудования.

Монтаж и вязка сложных электросхем
Сборка серийных грузовых электровозов переменного тока 2ЭС5К и 3ЭС5К. Первая цифра в названии модификации обозначает количество секций
Установка блока тягового трансформатора. Он нужен для того, чтобы снизить напряжение контактной сети до рабочего уровня питания
Монтаж самого мощного в мире грузового электровоза переменного тока

Локомотив 4ЭС5К семейства «Ермак» способен водить тяжеловесные поезда массой до 7100 тонн и развивать конструкционную скорость до 110 км/ч.

Локомотивы готовы к отправке заказчику

Работники железнодорожного цеха забирают вагоны с грузами и распределяют по участкам выгрузки, принимают участие в сборке узлов и агрегатов, а также подают на обкатное кольцо новые машины.

После сборки электровозы проходят испытания на обкатном кольце НЭВЗа

Обкатное кольцо удивило. Я думал, что подобный железнодорожный полигон есть только в Московской области.

Машинист-испытатель. Его задача — проверить готовый электровоз на прочность 

Во время испытаний машину могут разгонять до 150–180 км/ч, хотя в обычном режиме поезда движутся не быстрее 100–120 км/ч.

Грузовой электровоз 3ЭС5К «Ермак»

«Ермак» хорошо зарекомендовал себя в тяжелых климатических условиях и на сложных рельефах, поэтому много эксплуатируется в Забайкалье, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

В 2017 году он занял второе место в конкурсе РЖД на лучшее качество подвижного состава и сложных технических систем.

НЭВЗ планирует выйти на объём в 660 секций в год

Электровоз прошёл все испытания. Эту машину передадут на Красноярскую железную дорогу в ТЧЭ-3 Иланская.

Слава Степанов, Станислав Черепанов
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем