ѕавел ѕушкин рассказал, как российска€ космическа€ компани€ составл€ет конкуренцию самому богатому человеку мира
ѕавел ѕушкин рассказал, как российска€ космическа€ компани€ составл€ет конкуренцию самому богатому человеку мира

¬ 2025 году частна€ российска€ космическа€ компани€ « осмо урс» планирует отправить в космос первых туристов. —ейчас она создает ракету и космический корабль, способный отправл€ть шесть человек в суборбитальный космический полет на высоту около 200 километров. ¬есь полет в космос будет длитьс€ 15 минут. Ќаш коллега ƒмитрий √орчаков с радио «—еребр€ный ƒождь» в научно-попул€рной рубрике «–адиолаборатори€» поговорил с генеральным директором и генеральным конструктором компании « осмо урс» ѕавлом ѕушкиным о космическом туризме и сложност€х создани€ новой техники. «апись эфира можно послушать по ссылке. ћы публикуем расширенную печатную версию интервью. 

—  ак вам пришла иде€ этого проекта и насколько сложно было организовать частную космическую компанию в –оссии?

 »дею этого проекта мне в свое врем€ подсказали. я работал в центре им. ћ. ¬. ’руничева (предпри€тие «–оскосмоса», разработчик т€желых ракет. — ѕрим. ред.), участвовал в проектировании ракеты «јнгара». ѕотом мы занимались вопросом модернизации и проектировани€ перспективных ракет, потому что «јнгара» уже была закончена. ћы смотрели, что бы такого предложить, чтобы у инженеров была работа в области проектировани€ ракет. ѕотом мой руководитель съездил на симпозиум по орбитальной станции, и там была больша€ секци€ «—уборбитальный космический туризм». ќн вернулс€ и предложил нам посмотреть на суборбитальный туризм — там везде одинаковые услови€, известна примерна€ цена, и пон€тно, можем ли мы предложить что-то конкурентоспособное.

я тогда руководил разработками, мы прикинули на пальцах и решили, что вроде можно. » буквально через полгода коллеги из «—колково» мне говор€т, что есть некий российский инвестор, который хочет сделать что-то ракетное. ќни мен€ неплохо знали и познакомили с этим инвестором.

— ¬ы его не называете?

— Ќет, € его не называю. “ак вот, мы с ним встретились. я сказал, что есть рынок т€желых ракет, но затраты большие и неизвестно, сможем ли мы конкурировать с теми же SpaceX, которые на тот момент уже вовсю залетали. Ѕольша€ веро€тность, что эту битву мы проиграем. «атраты на легкую ракету чуть меньше, но рынка вообще нет. ¬ мире задач всего дл€ трех-четырех легких ракет в год, и там тоже есть конкуренты, например, Rocket Lab (частна€ американска€ компани€).

» он тогда спрашивает: а что делать? я рассказал про суборбитальный космический туризм, это прикольна€ штука, рынок есть, конкурентов мало, и мы можем предложить лучшую идею. ≈му эта иде€ показалась интересной, и мы начали ее прорабатывать. Ёто был конец 2013 года. ¬есной 2014 года мы прин€ли решение, что будем делать компанию. ¬ августе компани€ была образована, а в сент€бре € в эту компанию перешел работать полностью из центра ’руничева, и еще несколько специалистов перешли со мной.

Ќа тот момент € считал, что всЄ круто, мы это сделали, договорились с инвестором, нашли деньги.  огда € работал в центре ’руничева, все только и говорили — дайте нам денег, дайте задачу и мы все сделаем, мы молодцы, а руководство ничего не понимает.  огда договоренность о проекте уже была достигнута, € все лето вел переговоры со специалистами в центре ’руничева. ѕриглашал либо перейти к нам, либо сотрудничать на полставки, и многие говорили: ой, так ведь надо будет делать и нести ответственность! ћы лучше тут: нам вроде как не дают, но сильно и не спрашивают. ¬от тогда € пон€л, во что вв€залс€. —о мной должны были перейти пор€дка дес€ти специалистов, но в итоге, включа€ мен€, всего три человека перешли в « осмо урс»! „естно говор€, инвестора это очень сильно подкосило, у него возникли серьезные сомнени€. » он спрашивал мен€: «ј ты вообще справишьс€? „то происходит?».

— —овершенно правильный вопрос.

— «наете, чем хорошо давать дорогу молодым и неопытным? ќни еще не понимают, во что вв€зываютс€! (меетс€.) я на тот момент не знал, во что вв€зываюсь, была злость из-за всей этой ситуации. я стукнул кулаком по столу и говорю: «—правлюсь!». ћы долго набирали коллектив, до сих пор набираем. ѕолучили лицензию «–оскосмоса», получили лицензию ‘—Ѕ. — «–оскосмосом» очень долго вели переговоры, чтобы они видели нас такими, какие мы есть, а не так, как они себе это представл€ют. ≈динственна€ проблема — «–оскосмос», точнее, втора€ часть «–оскосмоса» — комплексный производитель космической техники, увидел нашу роль в другом. ќни решили, что мы закажем все разработки у них…

— ѕросто всЄ закажете у них и заплатите?

— ƒа. ѕонимаете, это их мечта. Ќо мы их огорчили, сказали, что будем развиватьс€ сами. ¬сЄ, что мы захотим и что вы сможете сделать, мы, конечно, закажем, но на общих основани€х. ¬ыбор будет чисто коммерческим.

¬идеопрезентаци€ проекта многоразового суборбитального космического комплекса « осмо урса»

— „то реально к текущему моменту уже сделано? » когда вы планируете отправить первых туристов в космос?

— ѕланируем отправить в 2025 году. ѕлан-график мы уже согласовали. „то на данный момент сделали? ћы пока залипли в аванпроекте. јванпроект полностью заканчиваетс€ ответами на вопросы: сколько делать, что, когда, где, откуда запускать, сколько людей у нас будет работать, на каких заводах, где они будут располагатьс€, на каких принципах они будут взаимодействовать. —ледующа€ стади€ — это уже вложение денег в инфраструктуру. “ак что надо определитьс€, но определитьс€ без аналогов очень т€жело, потому что нова€ техника, очень много вопросов и нюансов, по которым аналогов нет от слова совсем. ѕлюс мы собираем новую команду, котора€ учитс€ работать. ћо€ мечта, чтобы аванпроект мы сделали к началу следующего года.

— ¬ы понимаете, что конкретно вы будете делать сами, а что заказывать у предпри€тий «–оскосмоса»?

— Ѕлагодар€ тому, что у нас долгое врем€ был карт-бланш на выбор, мы пон€ли, что очень многие вещи будем делать сами. Ќапример, двигатели. —ейчас изготавливаютс€ детали двигател€ на первые испытани€.

— екатеринбургским предпри€тием Ќѕќ автоматики договорились, что они будут делать нам бортовые и наземные системы управлени€. Ёто, можно сказать, единственное предпри€тие «–оскосмоса», с которым мы смогли нормально договоритьс€ и пон€ть, что им самим интересно в этом проекте работать. ¬се остальные предпри€ти€, к сожалению, смотрели на госзаказ: там «вкусные» нормативы, там очень много денег. ѕо сравнению с любым госзаказом наш заказ меркнет. “ребовани€ у нас очень серьЄзные, еще и новые издели€, им это не очень хочетс€ делать. ќни нам предлагают сделать то, что у них есть, а нам это, естественно, не нужно.

ћногие вещи пришлось делать самим. ƒвигатели на себ€ перет€нули.  ресла, на которых будут сидеть наши будущие космонавты, потому что с компанией, котора€ делает такие кресла в –‘, мы три года не могли согласовать техническое задание. ¬ас прос€т из технического задани€ вычеркнуть такие пункты, как обоснование вопросов стоимости изготовлени€, сроков, надежности, и даже вписывают такую фразу, что окончательные характеристики мы поймем в ходе летных испытаний. Ёто значит, мы вам что-то сделаем, а вы это примете. Ёто просто нереально.

— “о есть вот так работает наша космическа€ отрасль?

— Ќе только космическа€, в авиации такие же предпри€ти€. я вам больше скажу, в частных компани€х, с которыми мы поначалу ринулись работать, точно такой же подход. ќдин в один! Ёто не ¬ладимир ¬ладимирович ѕутин говорит им так делать. Ёто просто менталитет населени€. ѕросто все разучились работать. Ќам сейчас производство делают, залили пол, а он кривой! —мотришь — вроде ровный, а € хожу и чувствую ногами, что «фигн€». »м пришлось полностью снимать весь слой, который они залили, вышлифовывать две недели и заливать заново. »х затраты в п€ть раз превышают то, что они могли бы сразу сделать нормально. Ёто менталитет. ћы вам сделаем, а вас же сроки дав€т, требуют, вы и так примете. “акие подходы.

— Ёто похоже на историю SpaceX, когда »лон ћаск пон€л, что ему проще, быстрее и дешевле все сделать самому.

— ” него было интересное выступление. ≈го спросили, почему они сами многое делают. ј он отвечает: «¬ы думаете, мы идиоты? ≈сли б нам другие предпри€ти€ делали качественно, быстро и дешево, мы бы в жизни сами не делали». » € тоже бы не делал.

ћы сейчас приступаем к отработке двигател€, начинаем провер€ть некие решени€. — нул€ идем. ћногие удивл€ютс€ и предлагают сходить на предпри€ти€ «–оскосмоса». ћы ходили к ним, говорили, что нам нужен стенд. Ќам честно отвечали, что стенд есть, но под вас его надо переделывать, а потом переделывать обратно, потому что он под федеральную программу заточен. Ёто будет стоить столько-то денег и займет такое-то врем€. » мы понимаем, что дешевле сделать самим.

ѕодготовка производственной площадки « осмо урса»  
ѕодготовка производственной площадки « осмо урса» 

— ¬ –оссии конкурентов у вас нет, но ваш проект очень похож на проект ƒжеффа Ѕезоса Blue Origin. „ем вы отличаетесь и чем вы лучше?

— ќп€ть же расскажу интересную историю.  огда мы выходили на этот проект, мы одновременно с созданием компании, и даже раньше, подали за€вку в «—колково» и прошли туда. ” нас было только один конкурент — компани€ Virgin Galactic –ичарда Ѕрэнсона. ” них ракетоплан, самолетна€ схема, там все было пон€тно. ћы посчитали, что ракетна€ схема — более быстра€, безопасна€, там много дополнительных факторов, которые делают эту схему более выгодной. ѕлюс мы сделали врем€ полета в невесомости в два раза больше, высоту полета — в два раза больше и объем на туриста больше. ” нас не было пилота, то есть человеческого фактора. ћы ходили довольные, были уверены в победе. ¬се было хорошо.

¬идеоролик, показывающий вариант «самолетной» схемы полета в космос от компании Virgin Galactic –ичарда Ѕрэнсона

¬ конце 2014 года «—колково» потащило нас на пресс-конференцию. ћы все рассказали, это опубликовали в прессе. ћы, естественно, знали о ƒжеффе Ѕезосе (на 2018 год самый богатый человек на планете, подробнее о его космическом проекте можно почитать тут. — ѕрим. ред.), о Blue Origin, котора€ проектирует некий суборбитальный аппарат, но у них сайт не обновл€лс€ лет п€ть, последнему видео по испытани€м года три. ¬идно было, что все это несерьезно, детский сад и фантазеры. ѕосле пресс-конференции прошло несколько недель — и тут по€вл€етс€ видео полета ракеты ƒжеффа Ѕезоса и обновл€етс€ сайт, все в один день. —айт шикарный, видео полета шикарное. » мы видим практически один в один то, что делаем мы. Ќо он сделал такую же высоту полета, как у единственного на тот момент конкурента — Virgin Galactic, такой же объем на члена экипажа и при этом добавил те же плюсы, которые мы добавл€ли. Ёто к тому, что мы не «тырили»…

— “о есть возможно, что «тырил» он?

— Ќет, он бы не успел, просто «у дураков мысли сход€тс€». “ам большого выбора нет: либо как у Virgin Galactic, либо как у нас и Ѕезоса. ѕоэтому все очень похоже. “о есть, если вам надо сделать велосипед, он будет похож на велосипед. Ѕывают, конечно, прикольные уродцы, но их никто не покупает. ¬ общем, по конкурентным преимуществам мы убираем вопрос о безопасности, вопрос времени и сложности полета. ѕо сравнению с Ѕезосом у нас за те же деньги высота больше, времени в невесомости больше и объем на человека больше.

— ј по деньгам сколько это будет стоить?

— ” наших конкурентов один полет где-то 250 тыс€ч долларов.

— ј у вас?

— ћы изначально ориентировались на эту цену. —ейчас мы прорабатываем вопрос снижени€ этой цены, чтобы на рынке смотретьс€ более уверенно. ” Ѕезоса все-таки водород и американские зарплаты. ѕоэтому есть шанс, что мы будем дешевле, расчеты показывают, что это возможно.

¬идео тестового полета корабл€ и ракеты от компании Blue Origin ƒжеффа Ѕезоса в конце прошлого года

— ¬опрос с безопасностью уже затронули. — учетом того, что у нас недавно случилась непри€тность с запуском корабл€ «—оюз», кака€ у вас предусмотрена система спасени€ экипажа и туристов?

— ћы раньше планировали парашютно-реактивную посадку, как на «—оюзе», как у Ѕезоса, только у нас планировалась еще одна вещь: двигатели, которые используютс€ при посадке и торможении, используютс€ и как система аварийного спасени€. » это при том, что был парашют. ѕосле определенной проработки мы решили отказатьс€ от парашюта и сделали полностью реактивную посадку, как в свое врем€ планировал »лон ћаск. ќн отказалс€ потом от этой идеи, потому что у него есть парашюты. ≈сли бы у нас были парашюты, мы бы тоже на чисто реактивную не перешли, но парашютов дл€ нас в стране нет! «Ќ»» парашютостроени€», который эти парашюты разрабатывал, отказалс€ нам разрабатывать парашютную систему с требуемым уровнем надежности.

— Ёто те же, кто дл€ «—оюза» делает парашюты?

— “е же, кто делает дл€ «—оюза», и те же, кто делает дл€ федерации — дл€ нового аппарата. ќни вычеркивают из “« требовани€ надежности парашютной системы либо снижают ее до уровн€ 995. Ёто, условно говор€, на тыс€чу полетов п€ть падений, что очень плохо.

— ќсобенно дл€ многоразового туризма с частыми запусками.

— ƒа. ѕоэтому мы перешли на реактивную посадку, и это нам позволило решить один интересный момент. ћы изначально планировали, что точка старта будет на космодроме Ѕайконур, ездили туда. Ѕольшое спасибо «–оскосмосу», они обеспечили нам эту поездку. „естно говор€, больше, чем мы, по степ€м Ѕайконура не ездил никто — всЄ исколесили, просканировали. ѕлощадки там шикарные, в том числе и под парашютную посадку! –овное плато, как зеркало! » нам были готовы их отдать, но проблема Ѕайконура — больша€ удаленность: туда не доедешь, не долетишь. Ќа самом космодроме куча собственников, плюс слаба€ инфраструктура. Ќа тот момент мы отказывались от парашютной посадки, а реактивна€ посадка на двигателе обеспечивает большую точность, так что мы можем попробовать центральную часть –‘. —ейчас мы ведем переговоры о создании космодрома с несколькими регионами.

—  осмодром будете создавать с нул€?

— ƒа. ¬се могут залезть в Google, в ¬икипедию, набрать Blue Origin, найти координаты и посмотреть сверху, как выгл€дит космодром. Ёто не ¬осточный и не Ѕайконур, он достаточно компактный, маленький.

— » не такие миллиарды стоит.

— ƒа, конечно! ¬се это можно сделать. ћы хотим в ÷ентральной –оссии. ѕолучитс€ интересный эффект — это же еще и наземный туризм, единственное в –оссии место, где можно будет достаточно дешево посмотреть на пуск ракеты, испытание двигател€, на сборку и так далее. Ќекоторые бизнесмены предлагают площадки с крупными городами, типа, мы там сделаем космический ƒиснейленд! ƒва часа от ћосквы на самолете, двадцать минут на машине — и ты на космодроме! Ќо там вопрос безопасности…

¬се очень т€жело, понимаете, надо смотреть площадки, чтобы по воздуху самолеты сильно не летали, чтобы мало сЄл было, и надо, чтобы инфраструктура была. ћожно ведь прийти в такую глухомань, где нет ничего, это будет как российский Ѕайконур. “акого тоже не хочетс€. Ќам «–оскосмос» предлагал площадку на космодроме ¬осточном, но там леса надо вырубать. ’от€ пол-леса вырубить дл€ «–оскосмоса» не проблема. Ќо туда не доедешь.  роме того, это государственный космодром, на который сейчас претендуют военные, и он закрытый.

— ’орошо.  то полетит первым? ¬ы?

— Ётот вопрос всегда задают. ћои работники очень хот€т полететь первыми, € им не отказываю в этом желании: у мен€ самого проблемы с вестибул€рным аппаратом, не знаю. ћожет, и полечу. — этим надо свыкнутьс€.

— “о есть полет в космос — это не ваша мечта, не ваша движуща€ сила?

— ƒа. я в космонавтику попал не потому, что люблю космос, € просто профессионал в этой области. я достаточно случайно попал в ћосковский авиационный институт на космический факультет и кафедру проектировани€ ракет. “олько лишь потому, что € родилс€ и жил в ‘ил€х. “ам центр ’руничева, наш класс был от центра ’руничева и поступал в ћосковский авиационный институт. ’от€ экзамены были сложнее, чем если бы € просто поступал в институт. я набрал много баллов и мог пойти на любой факультет, но поскольку был договор, мне пришлось пойти в ракеты. ’от€ у мен€ все родственники с 1920-х годов работают в центре ’руничева.

— “о есть вы потомственный ракетостроитель?

— ” мен€ прадед работал в центре ’руничева, дед, бабушка, папа, жена, тесть, теща… Ќикогда не интересовалс€ ни самолетами, ни ракетами, у мен€ нет мечты полететь в космос или проводить космическую экспансию! я смотрю на это трезво, с профессиональным цинизмом. Ќадо будет — полечу, но пока мечты такой нет, посмотрим.

— ’орошо, а кака€ у вас мечта?  ак вы видите себ€ и компанию « осмо урс» через 20–30 лет?

— ћечта с детства — быть профессионалом своего дела, а мое дело — ракеты. ј через 20 лет… я хочу создать коллектив, который сможет решать серьезные задачи и сможет перевернуть ту ситуацию, котора€ сложилась в космонавтике: ракетчики сейчас чуть ли не милостыню прос€т, потому что рынка нет. я всем рассказываю, но не все понимают: у нас сейчас основна€ прибыль с космической де€тельности на смартфонах, на приложени€х, навигации. „уть меньше получают те, кто делает спутники, и те, кто их эксплуатирует. ѕотом еще чуть меньше те, кто пуски осуществл€ет, и еще меньше — те, кто делает ракеты. ћы хотим сделать так, чтобы ракеты напр€мую покупали люди.

ѕочему суборбитальный туризм в том числе? Ћюди — это независимый рынок, он независим от санкций, от политических ве€ний, от желаний корпораций. ≈сть люди, которые хот€т развлекатьс€, познавать что-то новое, они готовы платить. —ама€ коротка€ цепочка — когда люди плат€т за ракету. я хочу развивать проект в этом направлении. ј если все получитс€ с суборбитальным туризмом, то потом € бы хотел заниматьс€ вопросами посещаемых туристических орбитальных станций, чтобы люди могли там жить, может, с искусственной гравитацией и всем остальным.