Наука интервью «Перед полётом проплакала три дня»: жена космонавта Алексея Овчинина — о любви между небом и Землёй

«Перед полётом проплакала три дня»: жена космонавта Алексея Овчинина — о любви между небом и Землёй

Как Героя России провожают в космос и ждут дома с опасной работы

Хорошо, когда дома ждут!

Сегодня, когда все мы сидим и отмечаем День космонавтики в соцсетях, лайкая картинки с Гагариным, космонавт Алексей Овчинин, наверное, улыбается — смотрит на нас из иллюминатора космической станции. Он отмечает этот праздник как положено — в космосе, на МКС. И знает — на Земле его ждет семья: родители, жена и двое детей.

Каково это — собирать мужа в космос? Не в командировку в другой город или страну, а в космос! На орбитальную станцию. Туда не метнёшься быстренько, если соскучишься... О том, как провожает и встречает мужа с его опасной работы, сегодня рассказала жена космонавта Алексея Овчинина Светлана.

— Светлана, расскажите, как вы познакомились с Алексеем?

— Познакомились мы 17 лет назад. Очень банально: наши мамы работали вместе на заводе и в очередной отпуск решили нас познакомить. Лёше дали мой номер, он мне позвонил. На следующий день после нашего знакомства он уехал на службу в Котельниково (Волгоградская область. — Прим. ред.). Так по телефону мы и продолжали общаться.

Алексей Овчинин закончил Ейское высшее военно-авиационное училище лётчиков имени В. М. Комарова. По окончании получил воинское звание лейтенанта. Потом служил лётчиком-инструктором в Батайске и Котельниково.

— Каково это — отношения на расстоянии? У вас же было чувство влюблённости, кроме дружеского общения по телефону?

— Мы просто общались по телефону. Ну возникла симпатия. Потому что между нами нашлось много общего. Он охотник, рыболов. Я тоже с детства рыбачка. Когда мы на дачу выезжаем, обязательно на рыбалку едем. Он и дочку приучил к рыбалке. Сейчас, конечно, у меня на это меньше времени, потому что родился маленький ребёнок.

«Мы стали друг другу интересны»

— После первой встречи мы не виделись несколько месяцев. Потом я к нему переехала в Котельниково. Мы стали жить вместе и спустя год, в 2004-м, поженились. Потом он перевёлся в лётный полк в Рыбинск. Спустя четыре года появилась Яна. И в этом же году он поступил в отряд космонавтов.

— У Алексея с детства была мечта стать космонавтом?

— Сначала он всё равно хотел стать лётчиком. А тут такой шанс появился, он его не упустил. Когда проводился набор в отряд космонавтов, он решил подать документы. И прошёл. Там не только лётчиков отбирали, но и гражданских. Конечно, в приоритете были лётчики.

— Сколько длилась подготовка?

— Сначала два года у него была общая космическая подготовка. Им давали общие знания, они сдавали экзамены. Если успешно сдал — тебе присваивается звание лётчика-космонавта.

— Когда он учился, его отпускали домой?

— А мы с 2004 года уже жили в Звёздном городке (Московская область. — Прим. ред.). Центр подготовки у нас находится на этой же территории. Поэтому ему до работы было недалеко.

В военном городке очень много детей

— Жизнь в военном городке сильно отличается от жизни в обычном городе?

— Конечно, ведь городок небольшой. Все всё друг про друга знают, да и поначалу было тяжело. Потому что ни друзей, ни родных. Только хорошие знакомые. Тяжело было привыкать, потому что надо было учиться правильно держать себя в обществе, правильно разговаривать. Это общество очень специфическое. Там живёт много героев, и влиться в этот коллектив стоило больших трудов.

— И что вы делали, чтобы это общество вас приняло?

— Специально я ничего не делала. Просто у меня так сложилось, что я пою в Доме космонавтов. Периодически выступаю на Новый год и по праздникам. И люди меня приняли, потому что им понравилось моё пение. Сейчас у меня очень много друзей.

— Среди жён космонавтов, наверное, самая любимая тема — космос?

— О полётах тоже разговариваем, о событиях, которые происходят в космонавтике. Но в основном девочки общаются на отстранённые темы, потому что сильно тоскуют по мужьям. Мы стараемся друг друга поддерживать, когда чей-то муж улетает. Помогаем, чем можем.

— Для обычных людей в военном городке есть работа?

— Да. Какое-то время я сама работала медсестрой в центре физической подготовки. У меня медицинское образование. В Рыбинске я закончила медицинское училище.

Младшему сыну Артёму сейчас 10 месяцев

— Помните первый полёт Алексея?

— Было, наверное, больше было радости, чем тревоги. Почти десять лет он шёл к этому моменту. Я видела, в каком он был приподнятом настроении. Поэтому мы только поддерживали его. Когда наступил момент старта (мы тогда прилетели на Байконур), было страшновато. Когда ракета полетела, этот огонь и гром такой стоял... Захватывающее зрелище. Самое страшное может произойти до стыковки. Дальше, когда перешли в станцию, отпускает. Волнений уже нет.

— Алексея нет дома почти месяц. Вы как-то общаетесь?

— Когда у него есть возможность, он звонит по спутниковой связи. Раз в неделю у нас дома видеоконференция. Как по скайпу общаемся.

«Когда я с ним познакомилась, он был майором»

— Как вы его встречаете, когда он прилетает?

— Когда идёт посадка и отстыковка, мы едем в центр управления полётом и всё это в прямом эфире наблюдаем. Потом всех космонавтов отправляют в санаторий, который находится на территории городка. Процесс реабилитации наступает на следующий день после приземления. Там они три недели восстанавливаются: занимаются на тренажёрах, плавают, чтобы восстановить мышцы. Мы каждый день его навещаем, приносим что-нибудь вкусненькое.

Когда он приезжает домой, я готовлю ему его любимые блюда. Он любит очень борщ, рыбу в любом виде. После полёта ему особенно хочется жареной картошечки с огурчиком. В общем, того, чего нет в космосе.

— Он рассказывает вам о полёте, делится переживаниями?

— Он никогда не показывает нам, что переживает. Чаще рассказывает о своем быте, чем он занимается в космосе. Говорит про интересные эксперименты. Например, последний раз он звонил и рассказывал, что космический корабль «Прогресс» состыковался с посылками и грузом. Так что у них сейчас есть работа. Будут разгружать.

Можно верить и в науку, и в высшие силы

— Сколько обычно длятся командировки?

— У всех по-разному. У кого-то четыре месяца, а у кого и семь. У нашего друга — космонавта Михаила Корниенко — год была командировка.

— А как вы справляетесь с долгой разлукой? Это же так тяжело, мне кажется.

— Конечно, мне его не хватает. Хочется, чтоб он рядом был. А когда с тобой ещё двое детей, один из них вообще до года, то, конечно, тяжело.

Я проплакала три дня до проводов. Не хотела показывать слёз на камеру. Он всегда меня успокаивает, говорит, что всё будет хорошо.

Как-то справляюсь. Куда деваться. Да и какое уныние с детьми? Мне унывать некогда. Я постоянно в работе.

— Вы предполагали, что такая жизнь вам предстоит, когда выходили замуж за лётчика?

— Командировки были и раньше, поэтому когда он стал космонавтам, привыкать не пришлось. Единственное, сейчас у него больше нагрузка и дольше отсутствует дома. К этому тоже привыкли.

Алексей Овчинин на возложении звёзд в честь прославленных космонавтов

— За 15 лет совместной жизни остались ли страхи?

— Страх был после октябрьских событий, когда была авария носителя (11 октября 2018 года на 165-й секунде полёта произошла авария носителя. Космонавтам Алескею Овчинину и Нику Хейгу пришлось экстренно приземлиться на Землю. — Прим. ред.). Я это видела в прямом эфире, поэтому очень сильно переживала.

Я стараюсь не думать о плохом. Страшно бывает в момент старта и посадки. Это те моменты, которые связаны с риском для жизни.

— Наверное, за такую опасную работу очень много платят?

— Это военная тайна. Скажем так: зарплата должна соответствовать работе и риску этой работы. В принципе, она соответствует.

В 2017 году Алексей Овчинин стал Героем России

— Старшая дочь сильно скучает по папе?

— Скучает. Каждые выходные они общаются по видеосвязи. Он интересуется, как дела в школе. Перед отъездом на Байконур Яна написала ему письмо. Мне ничего не сказала. Видимо, это был её с папой секрет. И папа уже там на Байконуре прочитал его.

— Мы помним, Яна отправляла сову в космос? Где сейчас игрушка?

— Дома на полочке сидит. В этот раз такса полетела в джерси «Локомотива». Мой муж — поклонник этой команды. В прошлый раз он тоже брал с собой джерси, но она вся изорвалась при посадке.

Эту традицию что-нибудь брать в космос придумали сами космонавты. Обычно берут что-то символичное или близкое себе. Как талисманы.

Алексей фанат «Локомотива»

— В Рыбинск часто ездите?

— Приезжаем по возможности. У нас все родные там. На улице, когда идём по родному городу, мужа узнают. Везде приглашают, особенно после полётов.

Родители часто приезжают в гости в Звёздный городок

— И напоследок, дайте совет другим жёнам, которые также редко видят своих мужей.

— И мы скучаем, и они без нас скучают, но это их работа. Надо ждать, несмотря ни на что.

— Будете отмечать?

— Да, поедем на концерт в Кремль. Мы туда каждый год ездим. Хочу поздравить всех жителей планеты, жителей Ярославской области, города Рыбинска и Ярославля с Днем космонавтики. Это большой праздник для всех. Всех вам благ!

Анастасия Тихомирова

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
4
ТОП 5
Мнение
Восторгаемся и плачем. Журналист съездил в Карелию на машине — получился ли отпуск бюджетным?
Анонимное мнение
Мнение
«Сталин бы за это расстреливал» Почему ростовчанка забрала дочь из обычной школы
Марина Рыбалкина
Заместитель главного редактора 161.RU
Мнение
Сиквел «Слова пацана»? Чего ожидать от сериала «Комбинация»: отзыв кинокритика, который уже смотрел фильм
Анонимное мнение
Мнение
«Не вижу перспектив, никому не советую»: нефтяник-вахтовик — откровенно о своей работе
Анонимное мнение
Мнение
«Как-то она прятала перепившего ученика в шкафу»: журналист — о звонке любимому учителю
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления