Недвижимость Встретились три одиночества

Встретились три одиночества

На этой площади удивительным образом сочетается несочетаемое, представляя при этом разные эпохи жизни донской столицы. Театральная площадь стала предметом исследования участников первого фестиваля «Дни архитектуры»...

На этой площади удивительным образом сочетается несочетаемое, представляя при этом разные эпохи жизни донской столицы. Театральная площадь стала предметом исследования участников первого фестиваля «Дни архитектуры».

Театральную площадь каждый ростовчанин видит минимум два раза в год – ее пространство становится центральным местом празднования Дня победы и гуляний в честь Дня города. Для примерно половины городского населения, которая пересекает пространство площади по пути на работу и возвращаясь домой, «Театралка» с ее «Трактором» стали незаметной частью заоконного пейзажа. Несмотря на это, а возможно и благодаря такой обыденности, заявленная в программе первого городского фестиваля «Дни архитектуры» экскурсия «Семантика Театральной площади» заинтриговала. В назначенное время корреспондент 161metr.ru присоединился к участникам осмотра.

Отправная точка истории нынешней городской площади известна большинству горожан и гостей города. Изначально площади не было – был пустырь, своего рода нейтральная полоса, разделявшая два муниципальных образования – города Нахичевань-на-Дону и Ростов-на-Дону. Именно с доисторических, с точки зрения «Театралки», времен и начинается экскурсия. Первое значимое здание появилось на этом пустыре в 1914 году.

«По Театральной площади проходит три оси, и начало первой из них дает здание управления СКЖД. Его решили здесь построить, когда урно развивалась сеть железных дорог. До этого момента, собственно, Ростов был провинциальным, ничем не примечательным на фоне того же Новочеркасска городом. Здание в канонах питерской архитектуры выстроено в 1914 году. Оно проложило первую ось – с севера на юг, само здание обращено на север», – рассказывает культуролог Даниил Алексеев.

Нынешнее управление СКЖД не только заполнило пустоту «нейтральной полосы», но и, продолжает Даниил Алексеев, задало некий тон. Два вертикальных элемента и солидный подъезд перекликаются с еще одним осеобразующим элементом – легендарным зданием театра имени Максима Горького. Один из крупнейших театров Европы построен в 1935 году. О том, что «Трактор» является шедевром эпохи конструктивизма и представляет наравне с собором Василия Блаженного Россию в Лондонском музее истории архитектуры, не знает разве что самый невнимательный горожанин. Однако архитектор Артур Тарасов дает понять, что рассказ будет долгим, и предлагает участникам экскурсии зайти внутрь театра. Эта часть экскурсии начинается с погружения в эпоху: вневременная уборщица с веником запрещает подняться на смотровую площадку. Разговор происходит в фойе здания, которое, собственно, и подарило Ростову-на-Дону Театральную площадь.

«Изначально для строительства театра в Ростове предполагалось отдать участок в центре – в районе Ворошиловского, Соколова. Однако там пришлось бы сносить целый квартал, а это было весьма дорого. Поэтому под театр решили отвести это самый пустырь, который разделял Ростов и Нахичевань. Постановление о строительстве театра вышло в 1930 году, был объявлен всесоюзный конкурс. Изначально победил другой проект, однако был выбран более бюджетный вариант, который предложили Щуко и Гельфрейх. Питерские архитекторы подошли к проекту именно с точки зрения питерского мышления – здание должно было формировать облик города, оно должно просматриваться с Дона», – рассказывает Артур Тарасов.

В итоге по чистейшей случайности в Ростове-на-Дону появилась фактически «питерская» площадь. Сформировал третью ось и замкнул пространство жилой дом, примыкающий к Театральному переулку. Здание, декорированное в духе сталинских построек, создает ось, направленную на фонтан. В 70-80-е годы картину завершили «свечка» «Атомкотломаша"\» и мемориальный комплекс в память о защитниках Ростова. Впрочем, о них экскурсоводы практически не говорят.

«Композицию со стелой возили по многим городам, это готовый проект, но руководители обкомов не решались давать добро на его размещение, пока проект комплекса не дошел до Ростова, где и был построен в 1984 году», – отмечает Артур Тарасов.

«Таким образом, Театральная площадь сегодня является уникальным местом, где сходятся элементы разных архитектур и разных исторических эпох. Здесь можно проследить историю городского пространства, начиная с первого десятилетия ХХ века, и заканчивая предперестроечным временем. Конечно, архитекторы о символах не думали, но в итоге получился некий ансамбль. Грубо говоря, так получилось», – резюмирует Даниил Алексеев.

Последняя точка экскурсии – место, где так не получилось. Реплика Театральной площади располагается практически по соседству – за зданием главного корпуса Ростовского ГМУ. Сводчатые окна Николаевской больницы, построенной в 1870-е годы, смотрят в узкие окошки здания, построенного 100 лет спустя.

«Здесь иная символичность. Новый корпус поставили так, что он фактически убил здание Николаевской больницы, диалога стилей не получилось», – комментирует Даниил Алексеев.

Не получилось, резюмирует Артур Тарасов, из-за коренного слома в создании архитекторов. Если до революции строить здание начинали «сверху», продумывая, как оно впишется в общий план города, не будет ли выбиваться из общей среды, в советское время здание просто строили на свободном месте. Чем «новое сознание» обернулось для Ростова, сегодня вряд ли нуждается в комментариях.

Фото: Фото автора

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Сил их терпеть нет даже у меня». Правдивый рассказ хозяйки трех шотландских кошек — их заводят за милую внешность
Анонимное мнение
Мнение
Россияне съездили в страну гор и вина — Армению — и почувствовали себя дома: плюсы и минусы отдыха
Анонимное мнение
Мнение
«А у нас могло быть так же»: называем плюсы и минусы Белграда и сравниваем его с Ростовом
Ренат Дайнутдинов
Корреспондент 161.RU
Мнение
Будет мясо. Чего ждать от кубкового матча «Ростов» — «Спартак»
Ренат Дайнутдинов
Корреспондент 161.RU
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления