Бизнесмен и активист, автор нескольких городских велосипедных проектов Дмитрий Гусев уже восемь лет активно борется за права велосипедистов в Ростове. По его мнению, за последнее время велокультура в городе сделала большой шаг вперед, однако до большинства европейских городов нам еще очень далеко. Основная проблема – люди на ментальном уровне не готовы воспринимать велосипед как полноценный вид транспорта.

Дмитрий Гусев призывает развивать Ростов-на-Дону как продвинутый велогород
Дмитрий Гусев призывает развивать Ростов-на-Дону как продвинутый велогород

161.ru совсем скоро отметит десятилетие, и мы в редакции недавно вспоминали, чего, по мнению ростовчан, тогда, в 2007 году, очень не хватало городу. Одним из популярных ответов был вариант – велодорожек и велопарковок. А как сейчас обстоит дело с велоинфраструктурой в Ростове?

– У нас в городе велодорожки – это такая очень популярная тема, которую любят пообсуждать и простые жители, и власти. Декларируется, что за последние годы в Ростове создано немногим более десяти километров велодорожек. Это довольно серьезная цифра, но давайте посмотрим, насколько они функциональны в привычном для, скажем, европейца смысле. Как их делали в большинстве случаев: просто отбирали часть пешеходной дорожки, чертили линию, и все, велодорожка готова. Иногда там есть знак «Велосипедная дорожка», но часто и его довольно трудно найти.

Совсем недавно, правда, сделали отличную велодорожку на набережной – она грамотно спроектирована, удобно расположена, достаточно широкая, снабжена сигнальным оборудованием и мягким покрытием. Но, однако же, здесь все равно проблема – по ней ходят люди. То есть свою функциональность она сразу же теряет. Как ходят по таким же дорожкам в других районах города, паркуют машины, ставят ларьки, урны, то есть городское сообщество не воспринимает велодорожку как коридор для этого вида транспорта. Это на самом деле очень грустно. Город вкладывает в развитие велоинфраструктуры деньги, но всего лишь одна брошенная на дорожке машина перечеркивает все эти инвестиции и все усилия, которые прикладывают городские власти для развития этой сферы.

Неужели наши велодорожки – это в основном дорожки-призраки?

– Не все, но многие – это вполне определенно. Вы вот знаете, что одна из первых велодорожек в Ростове была запроектирована по Университетскому от Текучева до публички, есть велодорожка (на бумаге) и, к примеру, на Социалке. Но если вы туда пойдете и поищете, то вряд ли найдете. Я, по крайней мере, сразу не нашел. Возможно, просто стерлась краска, и все, на этом велодорожка исчезла. Эти первые дорожки, кстати, сослужили нам очень плохую службу, потому что когда мы приходили в администрацию, еще при Чернышове, то нам говорили – ну вот же, сделали вам дорожки, а вы по ним не ездите. А как ездить, если там машины в ряд паркуются? Хотя в последние годы я лично вижу, что власти этим направлением интересуются всерьез, не для галочки. И администрация города, и мэр в этом году садились на велосипед. Конечно, это разовая акция, но и это уже плюс. Народ видит, что руководители, по крайней мере, не игнорируют этот вид транспорта.

Донской губернатор Василий Голубев на велопрогулке
Донской губернатор Василий Голубев на велопрогулке

Такие непродуманные решения по велодорожкам, о которых вы говорите, сильно мешают развитию велодвижения и росту популярности велосипедного транспорта?

– Да, это один из ключевых сдерживающих факторов. Мы по своему велопрокату (Дмитрий Гусев является владельцем крупнейшего в городе проката. – Прим. ред.) видим, что спрос не растет, да и о том, что продажи велосипедов сильно росли, я тоже не слышал. Все, кто хотел велосипед, уже его купили, а чтобы армия поклонников велосипедов пополнялась, нужно представить внятные условия для людей, которые до этого об этом не задумывались. Ведь вот для кого нужны те же велодорожки? Для неопытных велосипедистов, для тех, кому безопасность и удобство движения важнее всего. Опытные велосипедисты прекрасно ездят по городу без всяких дорожек.

На некоторых улицах, которые наверняка были бы популярны у велосипедистов, сделать велодорожки трудно хотя бы потому, что существует острый дефицит места. Как с этим быть? У кого забирать часть территории – у пешеходов или у автомобилистов?

– Кто еще несколько лет назад мог подумать, что на том же Соборном, Семашко, Газетном будут прекрасные пешеходные зоны? Там всегда была куча автомобилей, стояли по обеим сторонам дороги, постоянно что-то перекрывали, постоянно образовывались жуткие пробки. Сейчас же все привели в порядок, и ну очень напрашивались велодорожки. Там для них идеальное место, но изначально этот вопрос не продумали. Сейчас вот делают реконструкцию Станиславского, и там тоже отлично впишется велодорожка, нужно только грамотно спроектировать пространство, и даже забирать ни у кого ничего не нужно. Она длинная, достаточно широкая, проектируется фактически заново. Из нее вообще сейчас можно сделать витрину, чтобы показывать – вот, смотрите, какой у нас может быть прекрасный европейский город, разумеется, с прекрасной велоинфраструктурой.

Так там будет велодорожка или нет?

– Насколько я знаю, в сегодняшнем проекте ее нет. Вероятно, и изначально в проекте этого не было – забыли или сознательно проигнорировали, этого я не знаю. Возможно, решили просто сэкономить.

Разве это дорого?

– На этот вопрос лучше ответят проектировщики и инженеры. Минимум для хорошей дорожки – это разметка, знаки и ограждение, чтобы туда не заезжали автомобили. Не думаю, что эти столбики такие дорогие, чтобы миллионному городу их не потянуть. Другое дело, что ее иногда достаточно сложно вписать в существующий трафик, нужно сделать какие то развязки, применить инженерные решения.

В Ростове сегодня порядка 120 тыс велосипедов, но активных велосипедистов - гораздо меньше
В Ростове сегодня порядка 120 тыс велосипедов, но активных велосипедистов - гораздо меньше

Мы привыкли слышать, что в Европе и в развитых странах Азии созданы идеальные условия для велосипедистов. Но ведь у них там совершенно иные традиции. Насколько реально такие же условия создать в России?

– Абсолютно реально, если захотеть. Европа стала велосипедной буквально за последние 20 лет, когда там осознали, что при дальнейшем росте автомобильного трафика дорожное движение просто встанет. Было предпринято много и других мер, но велосипед во многом эту проблему решил. И европейцам точно так же, как и нам сейчас, приходилось вписывать велоинфраструктуру в существующую дорожную сеть. И у каждого города были свои решения. Так, к примеру, в Хельсинки и Лондоне в некоторых частях для велосипедистов выделили место прямо в середине проезжей части, это полноценная полоса, и они там двигаются точно по тем же правилам, что и автотранспорт. В Голландии велопарковки прижимаются к берегам каналов и водоемов. И так далее, и так далее.

Еще один важный момент – это велокультура. Вы говорите, что кто-то паркуется на велодорожках или ходит по ним, но в это же время в редакцию поступает множество жалоб на велосипедистов, гоняющих по тротуарам, выскакивающих на зебру, не соблюдающих элементарных Правил дорожного движения.

– Я ведь не повально защищаю всех велосипедистов, и среди них полно людей, мягко говоря, неправильно ведущих себя в городе. Отсутствие велокультуры – это как раз-таки тот фактор, который сдерживает развитие велосипедного движения у нас в первую очередь. Повторюсь, в Ростове велосипед не воспринимается как транспорт, это в первую очередь вид отдыха, зачастую экстремального. Вот они и гоняют так, что страшно за всех – наезжают на пешеходов, лезут под колеса авто. Конечно, нам нужно формировать эту атмосферу взаимного уважения. К нам в прокат часто приходят люди, чтобы сесть на велосипед либо вообще впервые в жизни, либо впервые с детских времен. И вот они, вернувшись, говорят – да, теперь я лучше понимаю велосипедистов, начинаю их уважать и замечать на дороге. А то ведь как многие у нас – сел за руль и других за людей не считает, особенно если кто-то вдруг выбрался на проезжую часть. И начинаются эти подрезания, окатывания грязью, часто и до драк доходит. Что здесь скажешь? Нужно просто с уважением относиться друг к другу.