Как хотим, так и учим!
Как хотим, так и учим!

Однажды на глаза Валентине Марковой попалась статья в одном из глянцевых журналов. В ней рассказывалось о необычной московской школе, где родители сами выбирают преподавателей, объем учебного материала и режим обучения для своих детей. К этому времени она и ее подруги уже окончательно разочаровались в современном российском образовании: меняя одну школу на другую, в том числе и частные, они поняли – это не для их детей.

«У меня самой двое детей, – рассказывает руководитель клуба семейного образования Валентина Маркова. – То, что происходит в обычных школах, нам не нравилось. Не нравится многое: отношение к детям, атмосфера... Причем сами педагоги в этом не виноваты, как правило. На 30 детей один учитель, поэтому говорить о том, что он может прислушаться к каждому школьнику – это глупо. Нынешняя система образования изжила себя морально. Вот она и разрушается сейчас потихоньку. Правда, неясно, когда этот процесс завершится, и наступят преобразования. Даже в частных школах, а они работают по лицензии, отходить от схемы общепринятого не могут. Единственный плюс – это меньшее количество учеников».

«К тому же нас не устраивало полное отсутствие духовности, – дополняет руководителя клуба семейного образования мама двоих детей Надежда Полякова. – Развитием детей в общеобразовательных школах никто не занимается. Что происходит с ребенком, когда он перешагнет порог школы – никого не интересует. Доверительных бесед, теплых взаимоотношений, контакта между педагогом и детьми я не заметила. А, на мой взгляд, это очень важно. Мы должны знать проблемы детей, мы должны уметь им помочь и сделать так, чтобы, когда им было трудно, они умели прийти попросить помощи. В обычных школах у детей отсутствует желание учиться – его попросту отбивают. А ведь это задача педагога мотивировать ребенка, сделать так, чтобы ему интересно было учиться».

Ждать преобразований в системе образования и просто, как это делает большинство родителей, жаловаться на их отсутствие, Валентина Маркова и ее друзья не стали. Они решили воспользоваться возможностью, которую дает им современное законодательство – перевести детей на семейное образование. По сути, это означает, что родители берут на себя полостью ответственность за учебу детей. Они могут учить их сами, или нанимать преподавателя – это уже неважно, лишь бы дети знали не меньше, чем то, что предусматривает программа общеобразовательной школы. При этом дети оформлены по договору в обычной школе, они пишут все необходимые контрольные и в итоге получают аттестат об образовании.

Клуб семейного образования начал работать три года назад. В данный момент в нем девять детей. В этом году ожидаются новенькие. Дети разных возрастов учатся вместе.

«У нас есть занятия, где они все вместе взаимодействуют, есть, когда мы разделяем на группы 4-5-6 классы, отдельно от 7-8-9-х классов. Если есть необходимость позаниматься с ребенком индивидуально – проводим такие занятия. Все домашние задания составляются под каждого ребенка отдельно: кому-то нужно одно подтянуть, кому-то другое, – поясняет Валентина Маркова. – Занятия проходят с 10:00 до 15:00 – это основные предметы. А после 15:00 – дополнительные: дети занимаются творчеством, поют, лепят... Иногда мы проводим выездные занятия в Ботаническом саду, на левом берегу Дона. Организуем экскурсии. Когда есть запрос от детей, мы проводим такие мероприятия и в выходные дни, и в период каникул».

В процесс образования активно включены и сами родители. Так, каждый проводит для них мастер-классы, учит тому, что умеет сам. Например, если папа одного из учеников умеет играть на флейте, то почему бы ему не научить этому всех остальных? Те из родителей, кому позволяет образование и время, сами преподают. Так, Валентина Маркова ведет уроки по математике, Надежда Полякова – по физике, биологии и химии. Преподавателей по другим предметам родители ищут повсюду. Они настаивают – это не должен быть школьный учитель, главное, чтобы это был творческий человек, способный пробудить в детях тягу к знаниям и воспитать не просто умного, но и сильного, социально адаптированного человека. Так, например, русский язык ведет редактор одной из ростовских газет, а русскую литературу – аспирантка университета.

Помощи от государства клуб семейного образования никакой не получает. Все средства на учебные материалы, помещение, зарплаты учителям – это деньги родителей...

«С чиновниками у нас отношения... никакие, – разводит руками Валентина Маркова. – Хочется найти государственную поддержку, она, кстати, осуществляется подобным клубам в Санкт-Петербурге, Москве, Ульяновске, но у нас ее нет. А ведь мы платим налоги и по закону, деньги из бюджета распределяются поровну на всех обучаемых в стране детей. Но мы этих денег не видим. Чтобы мы получали компенсации, местным властям необходимо прописать схемы, как это, и в каком размере будет осуществляться».

В отличие от всех других детей Ростова, ученики клуба семейного образования 1 сентября не отправились в школы. Занятия они начнут числа 15-20-го. Просто... Просто потому, что так удобнее и преподавателям, и родителям.