Сейчас безлимитным интернетом и прямыми включениями со смартфона никого не удивишь. А помните, как в нулевые даже музыкальный гудок был в диковинку! Мы уже рассказывали, как развивались сотовые сети и мобильные телефоны. И эта техническая революция привела к тому, что сегодня телефон стал незаменимой вещью.
НОВОГОДНИЕ ОТКРЫТКИ ПО SMS
Практически сразу с момента распространения мобильных телефонов возникла идея использовать их не только для звонков, но и для развлечения. В 2001 году компания iFree решила заниматься мобильным контентом: ее сотрудники были уверены, что в России вот-вот произойдет всплеск спроса на картинки и мелодии для мобильных телефонов. И предложили эту идею сотовым операторам. Вот только тем было не до перепродажи картинок: они активно развивали сети.
SMS
Но iFree рискнула и стала продавать по SMS новогодние открытки и мелодии. Правда, тогда это предложение не встретило у владельцев телефонов большого отклика. Получать информацию со справочных голосовых сервисов им было куда интереснее.
Тема стала набирать обороты только в 2003 году: рекламу о том, где и как скачать смешные картинки и нестандартные мелодии, можно было всё чаще встретить в прессе. Чаще всего объявления печатали на страницах таблоидов и на обложках тетрадей и дневников (тогда рекламу на школьных принадлежностях закон еще не запрещал). Так россиянам запомнились короткие номера 4242 и 5555, куда нужно было направить сообщение с кодом желаемой картинки или мелодии.
ТЕБЕ ПОВЕЗЛО — ТЫ НЕ ТАКОЙ, КАК ВСЕ!
Среди обычных картинок появились анимированные: вот они, прародители гифок!

Мобильный контент становился разнообразным. Помимо картинок, логотипов, появились службы знакомств, теле- и радиочаты, голосования, викторины и розыгрыши, простейшие мобильные Java-игры.
Но все-таки скачивание мелодий было популярнее. И неспроста. Во-первых, они не занимали много места. А во-вторых, на необычный звук с телефона тогда чаще обращали внимание, чем на забавное изображение.

Абоненты скачивали тысячи мелодий. В разных регионах слушали разную музыку, но все-таки первая двадцатка состояла почти из одних и тех же композиций. И большая часть из них — это саундтреки из фильмов (новых и уже не очень).
Топ-8 мелодий, которые южане скачивали в 2004 году
*по данным журнала Russian Mobile и сайта Revcom.ru
13%
13
«Черный бумер» — Серёга
8%
8
«Ночной дозор» — Uma2rman
7%
7
«Самый, самый» — Тутси
8%
8
«Снег идет» — Глюк'oZа
7%
7
6%
6
«Бумер» — Сергей Шнуров
6%
6
5%
5
«Владимирский централ» — Михаил Круг
Satisfaction — Benny Benassi
«Бри-Бумер» — микс RDV DJ
Возрастное ограничение — 16+
JAVA-ИГРЫ И МОБИЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ
В это же время стали популярны Java-игры. Сюжетные приложения для телефонов делали более увлекательными — по мотивам кинопрокатных хитов. В 2004 году выпустили игры по «Шреку», «Властелину колец», «Матрице» и «Ночному дозору».
JAVA
Примерно тогда же в России появилось мобильное телевидение. Те, на чьих телефонах был проигрыватель Real One Player, могли смотреть несколько новостных и музыкальных каналов. Они вносили абонентскую плату, поэтому рассчитываться отдельно за трафик им уже было не нужно.
Вот только реально позволить себе просмотр телепрограмм на телефоне могли владельцы пяти моделей Nokia. Да и скорость у видео была настолько низкая — картинка постоянно тормозила.
ПИРАТСКИЙ КОНТЕНТ
Вскоре на рынке мобильных картинок и мелодий появился нелегальный контент. В 2004 году его было около 20%. Абоненты всё так же платили за изображения и музыку, но их авторы оставались без гонорара. По некоторым подсчетам, из-за контрафакта эта индустрия потеряла $60 млн.

Чтобы недобросовестные продавцы не забывали об авторских правах, на них стали составлять иски. В лучшем случае компании отделывались штрафами, а в худшем — пятью годами лишения свободы.
ИЗ ТЕЛЕФОНОВ ЗАЗВУЧАЛИ РЕАЛТОНЫ
К 2005 году спрос на мелодии и картинки стал снижаться. Чтобы повысить интерес абонентов, создатели контента начали изготавливать более качественные изображения. А вместо привычных телефонных звонков предлагать реалтоны: фрагменты из обычной музыки и полноразмерные фонограммы. И это помогло, но появились новые трудности.
Из-за большого веса передавать картинки и музыку через SMS уже было невозможно: приходилось перенаправлять абонентов в WAP — это усеченная версия интернета для телефонов. Но скачать оттуда желанный файл было непросто: больше чем у половины людей загрузка обрывалась. Да и стоило это в 5 раз дороже, чем SMS.
WAP дал людям возможность читать новости с мобильного, пользоваться электронной почтой, загружать карты и даже бронировать билеты. Для этого создавались WAP-сайты со специальной разметкой для мобильных экранов. Это были простые страницы из текста и ссылок, почти без картинок.
ИНТЕРНЕТ МЕНЯЕТ ПРАВИЛА
Распространение интернета и возможность расширить память телефона за счет флеш-карты привели к тому, что пользователи стали самостоятельно, а главное — бесплатно, скачивать в свои телефоны картинки и песни. Однако потребление мобильного контента пока еще остается офлайновым — качество интернета в телефоне еще оставляет желать лучшего, к тому же стоит дорого, закачка происходила в основном через кабель с компьютера.

Проблемы с авторскими правами и развитие технологий заставили бизнес скачиваемого мобильного контента свернуться.
САМ СЕБЕ РЕЖИССЕР
В эти же годы появляются социальные сети Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассники» — изначально их разрабатывали для компьютеров, но через пару лет — с развитием смартфонов — привычные десктоп-версии адаптировали под мобильные.
Одной из главных особенностей социальных сетей стала возможность пользователей не только потреблять существующий контент — музыку или видео, — но и производить собственный. Интернет начинает наполняться фотографиями из отпусков и смешными видео с котами.

Однако наиболее прочно привычка узнавать все новости из мобильного укрепилась в тот момент, когда появились теперь уже привычные нам приложения.
Революция произошла вновь благодаря Apple именно появление App Store в 2008 году стало толчком к развитию индустрии разработки приложений. На тот момент двигателем прогресса были игры, а разработка приложений — лишь развлечением для специалистов в смежных областях. На продаже игр уже можно было зарабатывать, а спроса на разработку сервисов и приложений для бизнеса еще не было: мало кто понимал, как это можно использовать, к тому же рынок «умных» устройств был еще недостаточно насыщен, а мобильный интернет не везде работал быстро и стабильно.
Когда-то Энди Уорхол предрек каждому 15 минут славы, и как в воду глядел: сегодня у каждого из нас есть возможность регулярно получать эти 15 минут благодаря социальным сетям.
На 2020 год российский сегмент Instagram насчитывал 27,6 млн пользователей, «ВКонтакте» — 73 млн пользователей, «Одноклассники» — 50,2 млн пользователей, эта аудитория много крат больше, чем у телевидения.
У каждого появилась возможность всем этим людям (или части из них) заявить о себе и своих талантах. Если вы в детстве мечтали стать писателем или певицей, сегодня вам ничего не мешает сделать это: аудитория еще никогда не была такой доступной. Энди Уорхол о таком и подумать не мог!
Гали Ригель, основатель маркетингового агентства Fibonacci
Технологическая революция быстро меняла правила медиапотребления. Например, в январе 2012 года ежедневное количество просмотров роликов на YouTube возросло на четверть по сравнению с маем 2011 года и достигло 4 млрд, отчитывалась компания. Причина — в увеличении просмотров видео с мобильных устройств (планшетов, смартфонов), а также с телевизоров.

— Здесь сошлось несколько факторов, — объясняет коммерческий директор макрорегиона «Юг» Tele2 Максим Митькин. — С одной стороны, гаджеты становились всё более технически оснащенными: улучшались камеры, увеличивался экран. С другой стороны, немаловажную роль сыграли изменения правил игры на телеком-рынке: мобильный интернет дешевел, появлялись пакетные тарифы, которые позволяли пользователю не переживать из-за каждой загруженной фотографии. Сейчас же мессенджеры и социальные сети — это такой «гигиенический минимум», трафик из которого операторы не тарифицируют.

ЗАСТРЯВШИЕ В СЕТИ
2021
В начале 2021 года на мобильном телефоне интернетом пользуются 111,3 миллиона россиян, свидетельствует отчет о состоянии цифровой сферы Digital 2021: The Russian Federation. Это почти 90% всех пользователей интернета в России. Средний пользователь интернета теперь тратит примерно на 7% больше времени, пользуясь приложениями, требующими подключения к интернету, на телефоне, чем за просмотром телевизора. Всего же жители России сидят в интернете почти 8 часов, из них с телефона — 53% времени.
Использование мобильного интернета в России
111,3 млн
человек выходят в интернет с телефона
90%
от всех пользователей интернета
7%
времени отыграл смартфон с интернетом у телевизора
8 ч
каждый день проводим в интернете
53%
этого времени — через мобильник
#
По данным за январь 2021 года
— При этом меняется модель потребления информации, — объясняет Митькин. — Сейчас даже смотрение ТВ также происходит через смартфон: например, в приложении Tele2 TV в 2020 году один активный пользователь телеканалов тратил на просмотр по 140 минут в день, что в 2,2 раза больше, чем в 2019 году.

Конечно, развитие мобильного контента было бы невозможно в том числе без совершенствования 4G-интернета, скорость которого дает пользователю возможность смотреть видео высокого качества без буферизации, играть в масштабные сетевые игры, проводить онлайн-встречи, столь популярные с прошлого года, — резюмирует Митькин.
Просмотров: 36 990