Из фабричного сисадмина —
во владельца крупной
веб-студии:

предприниматель из Таганрога —
об IT, настойчивости и «Москва-Сити»

Дело каждого:

Мир давно взял курс на цифровизацию, а работа в IT сегодня настолько популярна, насколько и высокооплачиваема. Какой он, бизнес, шагающий в ногу со временем? Можно ли стать программистом без специального образования, и почему Таганрог называют Кремниевой долиной? Об этом и не только рассказал проекту «Дело каждого» создатель и владелец веб-студии полного цикла GermanWeb Марк Герман.
— Я родился и вырос в Таганроге, там же окончил авиационный колледж. Я был не самым преуспевающим студентом, на первых курсах — главный кандидат на отчисление. Да, не любил общеобразовательные предметы. А когда начались профильные дисциплины, особенно программирование, успеваемость стала расти. Так серьезно, что мою дипломную работу назвали одной из лучших.

После армии учился на заочном отделении радиоинститута ЮФУ (Инженерно-технологическая академия ЮФУ). Уже на втором курсе понял, что открою свой бизнес. На тот момент я был наемным сотрудником. Образование, скорее, помогло личностному росту, но не профессиональному. Навыки программиста приобретал самостоятельно.

Программист
без айти-образования
Институт дает сильную базу для понимания основ — математики, объектно-ориентированного программирования. Он помогает в дальнейшем развитии, и это хорошо. У программистов, которые не оканчивали вуза, этой базы нет, но есть большое желание и упорство. У меня в компании есть такой пример — парень пришел с завода металлоконструкций, а сейчас — один из лучших разработчиков в компании.
— 7 лет назад я работал системным администратором на кондитерской фабрике с окладом 20 тысяч рублей. Мне не нравился офис, всё раздражало. Руководство не поощряло инициатив, новых идей. Денег не хватало, но я умудрялся даже что-то откладывать. Наблюдал за успешными людьми в соцсетях — как им это удается? Часто думал о том, чтобы создать свое дело, но не находил смелости, только отговорки. А ведь на тот момент я уже попробовал поработать с клиентом напрямую. Мне заплатили 5 тысяч рублей за работу, на которую я потратил часов 10–20. Это четверть той зарплаты.

Так я задумался о создании сайтов. Вместе с любимой девушкой мы разобрали эту цель на подзадачи, декомпозировали её. Это мне помогло начать.
«Ушел из найма,
и наступил кризис»


На основной работе задач было немного — половина дня у меня оставалось свободной. Я стал тратить это время на публикацию своего оффера в соцсетях. Через месяц нашлись первые клиенты — зарубежные! За подработку я выручил в 2 раза больше денег, чем на основной работе. И сразу уволился — как раз перед кризисом 2014-го.

Через месяц после того как я уволился, начался кризис. Я был в шоке от того, что лишился стабильного дохода. Потерялись все российские клиенты, остался один зарубежный, который платил 150 евро. На них я и жил. Так прошло месяца три, в течение которых я каждый день судорожно искал заказы, но безуспешно.
— Я прочел книгу, в одной из частей которой было описание подвига панфиловцев. Эта история очень вдохновляла в период безработицы — их пример давал силы. Каждый день я проспался, садился за компьютер и публиковал рекламу в Facebook. Собрал базу из досок объявлений, на них же пытался продвигать свой сайт. Вскоре это принесло плоды. На третий месяц начали приходить заказы от русскоговорящих клиентов из Швейцарии, Бельгии, Израиля. Было много валютных заказов. К лету я даже заработал себе на отпуск.

А потом познакомился с разработчиком, и мы стали работать вместе, удаленно. Я искал клиентов, а он занимался созданием сайтов. В сентябре открыли офис, в октябре оформили ИП. Так появилась веб-студия GermanWeb.

Настойчивость
дает плоды


— На продвижение я почти не тратил — спасали доски объявлений. Сейчас мы используем SEO-продвижение, а также таргетированную и контекстную рекламу. И тогда, и сейчас я стараюсь, чтобы мои работы говорили сами за себя. Большое количество клиентов приходят повторно или рекомендуют нас знакомым — вот это настоящий показатель эффективности.

В первое время мы предоставляли услугу разработки и продвижения сайтов. Сегодня — весь комплекс — сопровождение и достижение результата вместе с клиентом. Наш заказчик — это не новичок. Это тот, кто уже поработал с несколькими подрядчиками и знает цену хорошего продукта.
Продвижение через
довольного клиента


В 2017 году мы стали № 1 в СНГ по системе UMI.CMS
— Программисты все разные, у нас разные цены, продукты, качество. Мы вышли на тот уровень, где спрос опережает предложение. Специалисты GermanWeb всегда загружены на 150%, кто-то — до Нового года, кто-то — до середины следующего. Есть долгосрочные проекты, там вообще нет понятия «финиш».

В чем наша фишка? Мы интегрируемся в бизнес заказчика и становимся его неотъемлемой частью. Пока жив бизнес, мы его сопровождаем, развиваем, улучшаем. Этот процесс в крупных проектах бесконечен. Наша основная цель — делать не просто минимально жизнеспособный продукт, но и развивать его технически и рекламно.
Много игроков —
не показатель
достойной конкуренции


— Из-за того что у нас много московских клиентов, открыли там офис. Но он больше переговорный, для встреч с заказчиками. Я всегда смотрел на «Москва-Сити», и вот получилось осуществить мечту.

Ядро команды по-прежнему находится в Таганроге. Есть специалисты, которых привлекаем время от времени. Например, специалист по 1С. Сейчас, конечно, мы постепенно уходим на удаленку. Не только из-за нынешней эпидемиологической ситуации. Дело в том, что в Таганроге, к сожалению, мало специалистов, работающих с теми технологиями, которые нам нужны.
Таганрог — сердце
компании,
но и до Москвы недалеко
— На 1000 таганрожцев приходится одна IT-компания. Почему? С одной стороны, радиоинститут ЮФУ — это кузница кадров. С другой — в небольшом городке не очень много сфер, где людям интересно было бы реализовывать себя. И тут с помощью «радика» в город врывается айти. Конечно, большинству нравится пробовать себя во втором. Это и интересно, и высокооплачиваемо.
Почему Таганрог
называют Кремниевой
долиной?


— Я не учился предпринимательству, мне это казалось ненужной вещью. А потом компанию покинула почти половина команды… Просто потому, что их руководитель (то есть я) не умел руководить. Даже хотел закрыть бизнес. Позже начал учиться, и не только предпринимательству, но и расти как личность. Пошел к психологу, проработал свои собственные проблемы. Пришло осознание — если хочешь роста, надо начинать прежде всего с себя. Этот подход я применяю до сих пор, и он работает.
Если хочешь роста показателей,
начинать нужно
с личностного роста


Моим упущением была излишняя расточительность. Я ведь из совсем небогатой семьи, а когда получил какое-то количество денег, сразу начал тратить. Никогда не вел учет расходов, даже в бизнесе! Пришел к финансовому порядку только со временем: оптимизировал траты, начал продавать вещи, которые мне не нужны. Так я, наконец, понял ценность денег.

Совет, который я бы дал начинающему предпринимателю, — ежемесячно считать каждую копейку. Есть понятие выручки — всё, что было заработано, второй параметр — расходы: налоги, производство, обслуживание проекта, привлечение клиентов, сервисы, аренда и другие. Для примера, в прошлом месяце я в 2 раза уменьшил расходы на серверы — было 5000 рублей, стало 2000 рублей. В качестве при этом ничего не изменилось. Финансовая аналитика не только помогает посчитать заработок — передо мной вырисовывается общая картина бизнеса. При таком подходе я точно знаю, где нужно поднажать, а где и так в порядке.
— Любопытная история произошла в этом году. Весной мне предложили принять участие в проекте, на первый взгляд, перспективном. Несмотря на то что люди были малознакомыми, я рискнул. Взял кредит, две трети денег вложил в это дело. В итоге меня просто обманули. Так я потерял довольно большую сумму прямо перед самым карантином. Что было потом, мы все знаем. Пандемия, удаленка…

Как ни странно, но в такой ситуации наша компания оказалась в плюсе. Закрылась одна айти-компания — мы выкупили её хорошее оборудование и мебель за бесценок. На это ушел остаток тех самых кредитных денег.
В кризисе можно
найти плюсы
При этом я уже понимал, что точно смогу обеспечивать оборот компании на протяжении 3 месяцев. Кризис остро ощутимым стал в мае, тогда выручка упала в 2 раза. В июне мне пришлось работать намного больше — по 12 часов в сутки минимум. И когда в следующем месяце стали снимать ограничения, удалось вернуться к прежним показателям. Кстати, стресс оказался не таким серьезным, как в 2014 году. Всех сотрудников удалось сохранить.

У нас было очень много текущих клиентов, и мы просто стали работать на опережение: доделали все старые работы и увеличили темпы. Проекты, на которые раньше уходило по 3 месяца, теперь завершали за 3 недели.
— Вы удивитесь, но даже сейчас я хочу открыть еще один бизнес. И уже нашел средства для реализации. Сейчас государство выделяет деньги на цифровизацию всего на свете. Мой будущий проект как раз завязан на оцифровке одной из ниш строительного комплекса. В данный момент пытаюсь выйти на грант.

Глобальная цель — запустить 5–10 успешных бизнесов, где я бы не был завязан на операционной деятельности. Это основная проблема сейчас — категорически не хватает менеджмента. Очень бы хотелось обладать таким количеством оборотных средств, чтобы нанять персонал, которому можно делегировать. Мы стремимся к этому.
Делегирование, цифровизация
и другие планы


Это важно

На базе центров «Мой бизнес» запущена новая мера поддержки донских предпринимателей — микрофинансовый продукт «Легкий старт» для компаний, занимающихся информационными технологиями, а также разработкой компьютерного программного обеспечения. Сумма микрозайма: от 100 000 рублей до 1 000 000 рублей на срок не более 24 месяцев. При наличии залогового обеспечения, под поручительство Гарантийного фонда или при отсутствии залогового обеспечения — 1% годовых. Условия предоставления: наличие бизнес-проекта как экономического обоснования достижения положительных финансовых показателей в последующих периодах; соответствие вышеуказанному роду деятельности.

Подробнее


Организаторы проекта
Комплексная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, а также самозанятых в Ростовской области оказывается в центрах «Мой бизнес» (управляющая организация — АНО «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства»):
Телефон горячей линии:
+7 804 333-32-31;
наш сайт: Mbrostov.ru;
наш инстаграм: @mb_rostov.
выгодные микрозаймы от 1% годовых;
бесплатные консультации по налогообложению, юридическим вопросам, трудовому законодательству, бухучету, финансовому планированию и т. д.;
помощь в регистрации бизнеса;
содействие в продвижении товаров и услуг в интернете и на маркетплейсах на безвозмездной основе;
финансовая поддержка производителей и участников донских кластеров;
льготный лизинг и гарантийная поддержка;
бесплатные образовательные мероприятия.

Просмотров: 8 611