«Придать посуде изюминку легко — нужно посадить в нее кролика»:

о непростой бизнес-нише рассказала владелец CLAYSTREET — мастерской очаровательной керамики

Дело каждого:

Эта посуда с фарфоровыми кроликами замахнулась на статус визитной карточки Ростова. Животные с тарелочками становятся частью творческих пространств, селятся в модных кофейнях, то и дело мелькают в инстаграмах блогеров. Узнаваемые очаровательные мордашки — кто за ними стоит и почему их называют новым культурным феноменом? Секрет раскрыла автор проекта Полина Кириченко. Шесть лет назад девушка открыла керамическую мастерскую CLAYSTREET, которая производит на свет не только фарфоровые сувениры, но и посуду ручной работы.

Полина Кириченко

Основатель и владелец CLAYSTREET

Рассказывает Дарья Пономаренко

Рассказывает Наталья Мишкович

— Я начала работать с 13 лет. Сначала промоутером, а потом ушла в продажи. Пыталась учиться на маркетолога, но на втором курсе поняла, что нам дают устаревшие знания. Мне хотелось идти в мир и реализовывать новые идеи, согласно духу времени. После продаж меня увлекли визуальный мерчандайзинг и дизайн интерьеров. Освоила эту сферу самостоятельно и стала дизайнером-оформителем.
Бросила учебу и пошла на фабрику
Для проектов нужны были различные предметы декора и мебели. Однажды мне потребовалась очень неординарная мебель, которую сложно было достать. Я подумала, что смогу сделать ее самостоятельно. Покупала диваны за 100 рублей на «Авито» у бабушек, научилась реставрировать, перекрашивать и добавлять дизайнерские элементы. Вот тогда стало понятно — если чего-то хочешь, можно и самому это сделать.

Однажды позвонила в самую классную компанию дизайнерской мебели в Ростове-на-Дону и попросилась бесплатно поработать на производстве. Они согласились, но предложили место руководителя проектов и пустили в мебельный цех. Я была счастлива.

Знакомство с керамикой состоялось чуть позже. Мы готовили интерьер для одного масштабного проекта, куда потребовалась объемная керамическая плитка, что-то вроде изразцов. Нигде не могли ее найти. Кто-то пошутил, что проще сделать самим, а я эту шутку восприняла всерьез! Решила сделать всё самостоятельно. Так в 2013 году родился проект CLAYSTREET. Рождение проекта — дело одно, но то, как я эту плитку делала, — отдельная история.
В общем, когда я приняла решение делать плитку самостоятельно, на следующий же день нашла инвестора. Он поверил в мое начинание и выделил средства на реализацию. Меня также поддержал близкий друг, а позже к нам присоединился третий партнер.
До Биг-Бена и обратно
Оборудование покупали в Москве, причем всё подряд. Мы же не разбирались! Набрали кучу лишних, ненужных материалов. Всё это привезли в деревушку под Ростовом, где знакомые предоставили небольшое помещение. Там, кстати, было ужасно холодно и постоянно отключали электричество. А это, можно сказать, несовместимо с керамическим производством и обжигами.

Я хорошо помню момент, когда зашла в мастерскую и подумала: «Кажется, я не нашла самого главного — того, кто всё это будет делать». Если бы я знала, что для изготовления изразцов нужны большие знания и сложный физический труд, даже бы не начинала. Но я не знала и, засучив рукава, с любопытством приступила к работе. Искала в интернете информацию и пробовала: конечно, совершала ошибки, которые стали ценным опытом. Помню, как звонила на производство в Москву и Санкт-Петербург, и диалог у нас был примерно такой:

— У меня скатывается глазурь, что делать?
— А какие у вас показатели по параметрам?
— Я не понимаю, о чем вы говорите.
— Подождите, вы керамист?
— Нет.
— И вы делаете изразцы?
— Ну да.
— Раз вы не керамист, но при этом делаете изразцы, продолжайте исследовать!

Наверное, даже хорошо, что они не допускали меня к каким-то академическим навыкам. Если бы я знала, как это всё сложно, то никогда бы не начала этим заниматься.

В итоге вручную было переработано 4 тонны глины и создано 700 изразцов вместо 256 необходимых. На изготовление заказа ушло около полугода ежедневной физической работы.

Позже я посчитала, если выложить эту плитку в высоту, то получилось бы расстояние до верхушки Биг-Бена в Лондоне и обратно.
— Наверняка многие думают, что проект нужно начинать только при наличии вложений. Я тоже так думала. Но если сосредоточить внимание на том, что получит мир благодаря твоему проекту, какую миссию ты несешь, то деньги придут.
Сначала идея, потом деньги
Меня наполняла радостью мысль, что можно создавать предметы, которые будут передаваться из поколения в поколение, будут нести любовь мастера к своему делу, напоминать о том, что праздник может быть без повода и вдохновлять.
— Прошел год, как мы занимались плиткой. Цикл сделки был длинный, стоимость плитки из-за ручного труда не могла составить конкуренцию заводским аналогам, и я начала размышлять. Очень хотелось передавать как можно большему количеству людей свое вдохновение и любовь к делу. Чем мы пользуемся каждый день? Конечно, посудой! Оставалось только чем-то очаровать ее и оживить так, чтобы она вызывала улыбку.
День рождения очаровательного кролика
Вспомнила, что в Москве, куда я ездила за оборудованием и материалами для плитки, на производстве мы разговорились с уникальным специалистом. Во время моего вдохновленного рассказа про вазы, посуду, плитку, статуэтки он улыбался, а затем подарил статуэтку-кролика. Именно в момент моих размышлений об изюминке для посуды я нашла эту статуэтку в сумочке и поняла — это знак. Очаровательный знак.
Когда мы начали работать с фарфоровой посудой, поняли, что это намного сложнее, чем работа с плиткой. Я решила посоветоваться с этим незнакомцем из Москвы, подарившим мне кролика. Нашла его контакты, пригласила. Он молча осмотрел нашу мастерскую, а потом сказал:
«Если вы не керамисты и уже делаете такую красивую посуду, наполняя ее смыслом и любовью, я готов переехать в Ростов-на-Дону и поделиться всем своим опытом».
Так 4 года назад, у нас появился технический директор Игорь Анатольевич.
— Когда мы только начали делать посуду с кроликами и кроличьи статуэтки, сразу же пришел заказ от девушки в инстаграме. На тот момент у нее было много подписчиков — целых 60 000. Увидев это, я предложила отправить ей кролика в подарок, и, если ей понравится посуда, она расскажет о ней на своей страничке в инстаграме.
Кроличья нора в «Доме-2»
Сразу после публикации к нам на страницу пришло 8000 подписчиков. Оказалось, эта девушка была участницей телевизионного проекта «Дом-2», и все перипетии происходили там на фоне кролика. Ведущие гладили его по ушкам и разговаривали про отношения.
В основном мы всегда продвигались через сарафанное радио, а также благодаря селебрети и блогерам, которым нравится наша посуда. Год назад запустили почтовую рассылку — от лица нашего кота Тигра и кролика Марты из мастерской рассказываем о новинках и новостях. Только недавно у нас начала появляться потрясающая команда, которая занимается продвижением, а, точнее, донесением наших главных смыслов — про ручную работу с любовью, белоснежный фарфор и то, что всё это сделано в России.
Мы решили воспользоваться финансовой помощью Ростовского регионального агентства поддержки предпринимательства, когда потребовались средства на ремонт, закупку нового оборудования и материалов для расширения. Наш бухгалтер посоветовал обратиться в «Мой бизнес».
На расширение потребовались дополнительные средства
На тот момент для нас, как для производящей компании, был доступен кредит на очень выгодных условиях. Это радовало. Собирали документы в течение 1-2 месяцев, получили средства и вложили туда, куда планировали.
Это важно
В период пандемии для предпринимателей Ростовской области Ростовским региональным агентством поддержки предпринимательства были запущены льготные микрофинансовые продукты с процентной ставкой от 1% годовых. Всего в 2020 году (на 15.11.2020 г.) микрофинансовая поддержка оказана 575 субъектам МСП, в том числе выдано 466 займов на сумму 892,13 миллиона рублей.

Подробнее о микрофинансировании
— Нашу посуду выбирают те люди, которые любят наполнять дом красивыми вещами. Им нравится создавать праздник каждый день, собирать всех родных за ужином, им небезразлично окружающее пространство. А есть клиенты, которые покупают такую посуду как приданое — в подарок внукам, чтобы, как раньше, хранить в серванте.
Посуда для ежедневного праздника
Очень много кондитеров и кулинаров пользуются нашим фарфором: кулинарные шедевры чудесно смотрятся с очаровательными ушками и приобретают дополнительную изюминку.
— До пандемии продажами, маркетингом и соцсетями занимались 2 человека. Сейчас у нас, наконец-то, появились отдел сервиса, маркетинга и отдел продаж. В кризис мы стали развивать то, что долго не двигалось с места.
«Стали развивать то, что долго не двигалось»
Например, поняли, что ценность ручной работы осознают только ее авторы. То есть мы. Или те, кто видел и прикасался к нашей посуде вживую.
Те, кто сталкивался с нами впервые, на просторах интернета, часто думают, что мы являемся перекупщиками. Чтобы победить это заблуждение, мы стали много рассказывать про фарфор — его производство в России и нашей мастерской.

Пандемия показала, что людям важно то, что их окружает дома, где они проводят всё больше времени. Благодаря возможности осуществления доставки посуды в целости и сохранности по всей стране мы помогли большому количеству людей легче переживать период карантина.
— В этом году мы начали развивать новое направление ClayService — производство оборудования для других мастерских.

Также мы принялись обучать людей ремеслу. Наша цель — создание новой школы керамистов. Для тех, кто хочет реализовывать самые смелые фантазии с помощью керамики.
Мечты об уюте
Если говорить о мечтах и целях, то мы хотим продолжать развивать направление сервиса и обучения, завершить ремонт в оставшихся помещениях на фабрике, принимать участие в международных выставках и разработать свой фирменный рецепт фарфора.

Создать сообщество, объединяющее людей, которые хотят открыть свое дело. И, конечно, продолжать развивать и дополнять наши ушастые коллекции.
Организаторы проекта
Комплексная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, а также самозанятых в Ростовской области оказывается в центрах «Мой бизнес» (управляющая организация — АНО «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства»):
Телефон горячей линии:
+7 804 333-32-31;
наш сайт: Mbrostov.ru;
наш инстаграм: @mb_rostov.
выгодные микрозаймы от 1% годовых;
бесплатные консультации по налогообложению, юридическим вопросам, трудовому законодательству, бухучету, финансовому планированию и т. д.;
помощь в регистрации бизнеса;
содействие в продвижении товаров и услуг в интернете и на маркетплейсах на безвозмездной основе;
финансовая поддержка производителей и участников донских кластеров;
льготный лизинг и гарантийная поддержка;
бесплатные образовательные мероприятия.
Просмотров: 12 019