Урожайная «Грядочка»:

создатель сервиса доставки экопродуктов — о том, как приносить пользу и не бояться конкуренции

Дело каждого:

Во время пандемии спрос на доставку продуктов значительно возрос. В этот период появляется ряд новых организаций, которые привозят еду к двери или сразу на стол. Владелец одного из таких сервисов Шаген Чебаньян рассказал, почему стал работать именно с экопродуктами, где их берет и главное — почему его услуга была востребована еще до того, как все засели по домам.

Шаген Чебаньян

один из создателей и владельцев «Грядочки»

Рассказывает Дарья Пономаренко

Рассказывает Наталья Мишкович

В молодости я пробовал себя в разных бизнес-направлениях. 90-е — такое время, когда этим в стране мог заниматься каждый. Дела велись по схеме «купил–продал», никакой ответственности и увлеченности при этом не испытывал и никаких знаний не получал. Параллельно был наемным сотрудником в небольшой организации своего отца, мы занимались изготовлением столярных изделий.
«Не готов работать наемным сотрудником»
В принципе, теоретическое бизнес-образование я получил благодаря работе менеджером по продажам. Изучал всё, что мог: от основ финансовой грамотности до опыта корифеев мирового бизнеса. В конце концов пришел к тому, что не могу и не готов работать наемным сотрудником.

После найма играл на бирже — тоже хороший опыт, научился трейдерству в теории. Но со временем понял, что на бирже от меня мало что зависит. Да и вообще просто не могу 24 часа в сутки сидеть за экраном компьютера, хотелось двигаться. Через какое-то время вместе со своим товарищем начали генерировать идеи, чтобы понять, в какой сфере хотим развиваться. На это потребовалось немало времени, около года.
Когда я женился, моя супруга перебралась ко мне в Ростов из области. Пожив здесь какое-то время, захотела обратно: привыкла к своему большому двору, саду и спокойствию. Когда у нас родился ребенок, мы решили переехать в хутор Веселый — оттуда жена родом. Это в 30 км от Ростова. Я сам ростовчанин, родился и вырос в Нахичевани, рядышком с Нахичеванским рынком. Там всегда продавали самые свежие продукты, но только за городом я понял, что в сельской местности еда отличается, она намного вкуснее.
Что-то случилось? Ищите женщину
Когда я угощал друзей деревенскими яблоками, грушами, сливами, постоянно слышал от них: «Привези еще», «А где такое купить?» Вот тогда и пришла в голову идея соединить бабушку, у которой есть курочка и яички, с людьми, которые испытывают большую потребность в фермерских продуктах. Я рассматривал даже не фермеров, ведь у них и так есть свои рынки сбыта. Упор делался на малых производителей, которые хотят реализовать свой продукт.

Мы начали думать в этом направлении, собирать обратную связь. Полтора года назад, в марте 2019 года, мы принялись за осуществление идеи, причем я этому посвятил себя полностью: бросил торги, начал искать контакты производителей. Благо за всё время, что я прожил в селе, у меня их накопилось много. Знакомый специалист начал потихоньку раскручивать наш профиль в Instagram, а уже через месяц мы доставили первый заказ.

Аркадий Лысенко
и Юрий Курков

партнеры по бизнесу

Рассказывает Дарья Пономаренко

Рассказывает Наталья Мишкович

Всё сами

Изначально всё делалось на коленях. Заказы собирались дома, упаковывались тоже, доставлял их я сам. Очень горел этой идеей, как и сейчас. Так мы проработали 9 месяцев, значительно выросли, у нас появилось 20–30 постоянных клиентов. Но рост требует вложений, а мои личные деньги были на тот момент израсходованы. «Грядочка» в принципе не давала прибыли, даже не покрывала траты на бензин. Один из двух моих партнеров по бизнесу на тот момент эмоционально сдался и вышел из дела. Мы приняли решение найти другого. Когда в партнерство вошел новый человек с небольшими вложениями, «Грядочка» получила второе рождение.
В любом случае в бизнесе нужно понимать, что одной рекламой ничего не ограничивается. Через рекламу к вам приходят реальные люди, которые получают реальный продукт и только потом решают, пользоваться им или нет. Даже самая грамотная реклама не сможет компенсировать слабость продукта.
С начала 2020 года мы сделали хороший сайт, подали заявку на регистрацию патентного знака, успели открыть филиал в Москве и сейчас дорабатываем собственное приложение.

В Московской области мы пробыли весь июнь. Надо сказать, что там продукты ничуть не хуже, чем в Ростовской, и ассортимент в разы больше. Конечно, в Москве и конкуренция немаленькая. Там есть крупные игроки доставки фермерских продуктов, у нас их толком нет. В Ростовской области большинство похожих сервисов начало активно развиваться только в период пандемии. Но есть такие, которые работают уже давно.
Столица и конкуренция
Вообще моя идея не привязывалась к концепции «Мой сосед шьет обувь, я буду тоже», я не подражатель. Если мой сосед шьет обувь, я не буду делать то же самое, не хочу создавать конкуренцию никому, даже здоровую. Поэтому хотелось найти в первую очередь то, что еще не занято, так мы и пришли к «Грядочке».
Изначально абсолютно все дела мы вели втроем с моими партнерами. Один из нас занимался маркетингом, еще двое — всем остальным. В наши обязанности входило найти продукты, привезти в город, упаковать и доставить до двери. Со временем начали «зашиваться», пришлось искать курьеров.
Кто растет на грядке?
Сейчас в штате есть один курьер, самозанятый. Он давно показал свою ответственность, пунктуальность, хорошую работу с клиентами. Поэтому, когда начинается сезон заказов, как сейчас, он самостоятельно ищет себе помощников. Также в компании есть три упаковщика, специалисты по Instagram и SEO, программист и один постоянный маркетолог.
С самого начала мы считали, что основная целевая аудитория «Грядочки» — люди 25–38 лет, 83% из которых — женщины, большинство из них — мамы. Туда же входили люди, которые занимаются бизнесом и ценят свое время. Когда мы приблизились к SEO-продвижению, поняли, что наши клиенты — это еще и спортсмены с холостяками. Казалось бы, кто такой холостяк? Это человек, который после работы зайдет в магазин, купит палку колбасы и три яйца, смешает в сковороде и съест? Оказалось, что нет, здоровье для них дороже.
«Здоровье дороже»
Жизнеспособность нашей организации строится на клиентоориентированности. Мы изначально составляли ассортимент из предпочтений клиентов. А еще нашим женам всегда виднее, что в первую очередь необходимо в хозяйстве и что трудно найти. Вообще изначально «Грядочка» строилась на предпочтениях моей семьи. Всё, что мы предлагаем, едят мои дети. Я и мои партнеры ведем абсолютно здоровый и трезвый образ жизни.

«Не нравится — вернем деньги» — это лозунг компании. Ситуации с возвратом случаются редко, но когда случаются, мы возвращаем деньги или меняем товар на такой, которым клиент будет доволен.
Поставки продуктов начались с хутора Веселого, сезонные овощи собирал в садовом товариществе под Таганрогом. Потом это разрослось на всю область. Кстати, когда наступает зима, люди не перестают хотеть помидоров, поэтому за несезонными продуктами мы выезжаем в Дагестан и Азербайджан. У нас есть много уникальных продуктов, например, «ппшные» тортики, натуральные колбасы, козья продукция без запаха.
«Когда наступает зима, люди не перестают хотеть помидоров»
Я до сих пор занимаюсь закупкой самостоятельно, выезжаю из дома в 6 утра и только к 10 часам привожу все продукты к нам в ростовский офис. Продукты загружаются в холодильники, и к 10 часам начинается вторая партия заказов (мы принимаем заказы еще и утром, до 10 часов), тогда я снова еду собирать продукты. Получается, что ежедневно с 6 до 14–15 часов я нахожусь в пути, несмотря на то что сейчас большую часть продуктов привозят прямо в офис.
Когда нет сил, чувствую, что сдаюсь, задаю вопрос нашим подписчикам: «Люди, а я вам нужен вообще? Мы, "Грядочка", вам нужны?» Сразу приходит столько отзывов с благодарностью за то, что мы есть, особенно от мамочек, которым сложно часто покидать квартиру в поисках полезной и натуральной еды.
«Мы, "Грядочка", вам нужны?»
Меня сильно мотивируют отзывы людей. Я вообще очень общительный, в первое время даже свой профиль в Instagram забросил, общался только с подписчиками «Грядочки».
Лето было для нас непростым периодом, даже несмотря на большое количество заказов во время пандемии. На данный момент бизнес прибыльный, но основную часть дохода мы вкладываем обратно в него же. Заканчивается второй виток развития компании, идет работа над созданием франшизы. Большие средства уходят на развитие сайта, приложения, это всё недешево, поэтому доход сейчас не на том уровне, на котором хотелось бы. Но я понимаю, что делаю то, чего хотел.
Сервис городов-миллионников
Наш сервис — это сервис городов-миллионников, поэтому та методика, по которой мы работаем, подходит любому городу с населением от 500 тысяч жителей. По опыту, приобретенному в Москве, могу сказать, что мы необходимы большим городам, поэтому наши ближайшие планы — это грамотная упаковка франшизы и поиск партнеров.

Мы готовы к тому, что снова возрастет спрос в связи с новыми ограничениями. Но мне в первую очередь хотелось бы, чтобы «Грядочка» приносила пользу людям в любой момент. Например, в зимние праздники количество заказов доходило до 55 в день — очень много для нас тогда. Тем не менее справлялись, поэтому сейчас готовы ко всему. Компания может быстро реорганизовываться и принимать те решения, которые помогают справляться с нагрузкой.
Мы слышали про РРАПП, но предвзято относились к бесплатным услугам. Всегда приходят мысли про сыр в мышеловке, когда предлагают воспользоваться чем-то на безвозмездной основе. На самом деле, если бы мы раньше более детально разобрались во всей информации, то обратились бы за финансированием.
«Думаем над получением господдержки»
Мы всегда надеялись только на себя, да в принципе, как и сейчас, но недавно я посетил центр «Мой бизнес» и получил консультацию по мерам поддержки и комплексу других услуг, которые доступны нам, предпринимателям. В данный момент думаем над получением льготного финансирования.
Организаторы проекта
Комплексная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, а также самозанятых в Ростовской области оказывается в центрах «Мой бизнес» (управляющая организация — АНО «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства»):
Телефон горячей линии:
+7 804 333-32-31;
наш сайт: Mbrostov.ru;
наш инстаграм: @mb_rostov.
выгодные микрозаймы от 1% годовых;
бесплатные консультации по налогообложению, юридическим вопросам, трудовому законодательству, бухучету, финансовому планированию и т. д.;
помощь в регистрации бизнеса;
содействие в продвижении товаров и услуг в интернете и на марктеплейсах на безвозмездной основе;
финансовая поддержка производителей и участников донских кластеров;
льготный лизинг и гарантийная поддержка;
бесплатные образовательные мероприятия.
Просмотров: 11 175