«Думала, свое дело не потяну»:

девушка из Ростова в одиночку построила крепкий цветочный бизнес

Дело каждого:

В больших городах цветочный бизнес давно вышел за рамки торговли однотипными букетами в павильонах. Это уже не одинокие ларьки на остановках, где цветы собирают в яркий целлофан. Ростов-на-Дону — не исключение. Несколько лет назад в городе появилась флорист-революционер, в корне изменившая взгляды ростовчан на цветочные композиции. Хозяйка студии флористики и декора Convallaria Дарья Пономаренко рассказала, зачем продавцу цветов высшее образование, чем её напугал 2020 год и почему в салоне не купишь 25 роз по акции.

Последствия пандемии в России сильно ударили по малому и среднему бизнесу. Но есть небольшие предприятия, которые смогли использовать кризисную ситуацию для развития и адаптироваться под новые реалии. Студия флористики и декора Convallaria существует уже 5 лет. С чего началась её история?

Дарья Пономаренко

основатель и владелец Convallaria

Рассказывает Дарья Пономаренко

Рассказывает Дарья Пономаренко

— Цветами я хотела заниматься давно, с тех пор, как в детстве посмотрела фильм «Свадебный переполох» с Дженнифер Лопес. Мне очень понравилась деятельность героини — ивент-агента, но больше всего — оформление цветами.

Когда выросла, окончила архитектурный институт. Выучилась на художника декоративно-прикладного искусства — это максимально близкое к профессии флориста-декоратора высшее образование.
Вдохновилась фильмом
и набралась опыта в Москве
Несколько лет работала в чужом бизнесе. У меня было много идей, и начальство поддерживало инициативы, но не оплачивало. Очень хотелось делать творческие вещи, нестандартные букеты, например, на каркасах… Но уверенности в том, что потяну собственное дело, не хватало.

Сначала уехала в Москву — набраться опыта в очень хорошей студии. За год там добилась определенных успехов, до сих пор приглашают делать новогодние оформления. Но в столице тоскливо, суетно, холодно… Родители пошли мне навстречу и помогли с первоначальным капиталом, чтоб я вернулась в Ростов-на-Дону и открыла свое дело.
Название моей студии переводится с латыни как «ландыш» — один из моих любимых цветков, очень нежный. Помню, еще на первой работе в Ростове поставщики принесли журнал премиум-коллекции, посвященный ландышу. Его использовали во всех букетах и композициях. Я смотрела и думала: «Когда-нибудь у меня будет магазин с таким названием». С этого момента прошло еще года два–три.
От творческого объединения к качественному бизнесу
Изначально мне помогали две мои подруги, мы хотели создать творческое объединение — студию флористики и декора. Я планировала заниматься цветами, подруга — арт-росписью, третья девушка — графическим дизайном. К сожалению, рабочие отношения не сложились. Мы разошлись как бизнес-партнеры, но до сих пор дружим.

Открывались мы в 2015 году — неудачный для цветочного бизнеса момент. За год до нас в Ростове-на-Дону появилось всего три магазина подобного уровня, а в наш год их было уже семь. Конкуренция большая, но специалистов с высшим художественным образованием в этой сфере мало. Многие не выдержали — дорогая аренда быстро «сжирает» бизнес, если нет постоянных клиентов.
Это важно
Бесплатные консультации и помощь в регистрации ИП, ООО и другое, а также в качестве плательщика налога на профессиональный доход (самозанятого) оказывают в центрах «Мой бизнес» Ростовской области.
Создавала ли я четкий бизнес-план или стратегию? Нет. Но, конечно, небольшой анализ я проводила: посмотрела, сколько было цветочных компаний, что они делают, какую рекламу используют. К своему анализу я не прибавила вероятность открытия других компаний одновременно со мной. Но я считаю, что это неплохо! Я просто не думала о других, а думала только о себе.

Мой успех — это собственный стиль и подход к клиентам. Я хочу делать что-то особенное, мне не нужна текучка. Ценю постоянных клиентов, которые ценят креатив. Я стремлюсь, чтобы человек, получивший букет, действительно удивился!

Был случай, когда я сделала букет в каркасе из веток с маленькой клеткой, которую я тоже плела сама. В ней сидела бабочка. Когда клетку открыли, бабочка выпорхнула и ещё долго летала по рабочему кабинету получательницы. Такие идеи — по мне.
Я хочу строить качественный бизнес, а это невозможно без постоянного развития. Я активно слежу за трендами в цветочном деле, а чтобы расти, как руководитель,
посещаю профессиональные мероприятия.

В марте 2015 года прошла курс молодых предпринимателей в «Ростовском региональном агентстве поддержки предпринимательства». Тогда они располагались на Садовой. Узнала больше про налогообложение, бухгалтерию, а главное – отличие ООО от ИП. Поняла, что первое мне не подходит: будет сложно и невыгодно. Поэтому оформила ИП.
Окунулась в науку бизнеса
Это важно
На региональных площадках «Точки кипения» и центра «Мой бизнес» пройдут бесплатные тренинги «Азбука предпринимателя».

По завершении тренинга участники будут:
• разбираться в формах бизнеса и их регистрации;
• выбирать оптимальную систему налогообложения для ведения бизнеса;
• знать об источниках финансирования и мерах поддержки субъектов МСП.

Когда: с 19 по 23 октября 2020 года, с 10:00.
Где: г. Ростов-на-Дону, ул. Седова, 6/3, БЦ «Балканы», пространство «Точки кипения», 2-й этаж, зал «Пастухов».

Количество мест ограничено! Необходима предварительная регистрация.

Контактное лицо: Кривцова Наталья – начальник отдела консультирования и взаимодействия с предпринимателями, 308-19-11 (доб.307)
Оказалось, схема «доход минус расход» для меня выгоднее. Существуют такие моменты, как списание цветка, расходы на оформление, переработка закупленного материала. Такого, чтобы «купила — продала», у меня почти не бывает. Цветочный бизнес — это творческий процесс, а он, как правило, несет дополнительные траты.
Один из принципиальный для меня вопросов — это поставщики. Я работаю в основном с местными. Я стараюсь поддерживать садовников из Ростовской области и теплицы Краснодарского края. Мне нравятся цветы, выращенные с душой. Пусть они не имеют идеальной формы, как у импортных плантаций, но я всё равно найду свое место каждому цветку, даже если у него очень кривой стебель. В этом и весь интерес профессии флориста. Нужно раскрыть весь потенциал цветка именно там, где он нужен. Поэтому меня не пугает нелюксовость местных поставок. Постоянные клиенты ценят цельный облик букета, поэтому им тоже неважно, откуда цветы.
За пять лет существования мы сменили два помещения. Когда выбирала первое, смотрела на локации по соседству с офисами и банками. Нужен был хороший трафик, плюс хотелось работать в центре. И чтобы по площади — не менее 40 кв. м.

Затем случился переезд, но к нему я подошла уже более осознанно. Из предыдущих пунктов осталась только привязка к центру, спальные районы не рассматривала. А два последних года я работаю в режиме онлайн.
Выбор помещения и команды
Сейчас в моей команде два флориста, помимо меня, и я в поисках еще двух на стажировку. С этого года удаленно работают маркетолог, графический дизайнер и курьер. Есть еще ребята для сложных оформлений: монтажники и даже альпинисты. Тоже считаю их частью своей команды, потому что несколько лет это одни и те же люди. Бухгалтерию поначалу вела сама, сейчас доверилась профессионалу и делегировала полномочия, потому что я все-таки более творческий человек, нежели экономист.

Но часто на специалистов мне не везёт. Скорее всего, потому, что я никак не могу доверить свое детище кому-либо. Но я работаю над этим, — смеется Дарья.
Я не использую главные рычаги рекламы типа контекстной рекламы или таргета. У меня есть сайт, инстаграм, и этого хватает. Причем сайт я сделала сама на бесплатной платформе Wix. Ежегодно оплачиваю только домен. Но я понимаю, что сейчас нужно найти хорошего программиста, чтобы он грамотно проработал его для поисковиков.
Всё продвижение – сама
Далее — инстаграм. @convallaria_studio — моя основная страница. Веду сама, потому что никому не могу доверить. Публикации в инстаграме не продвигаю: считаю, что эта площадка и так перенасыщена рекламой, а случайные клиенты меня не интересуют. Хочу работать с теми, кто может оценить художественную ценность моих букетов. Поэтому мое главное средство продвижения — это сарафанное радио. Довольные клиенты советуют друзьям, которым важна эстетика. Они заходят в инстаграм, понимают, что в итоге получат, и делают заказ.

Акции не провожу. Уверена, что те, кто любит акции, продолжат по ним ходить и никогда не останутся с вами! Есть исключения, конечно, но вероятность низкая. Я устраиваю приятные сюрпризы и викторины для своих клиентов и подписчиков. И просто дарю букеты или композиции за правильные ответы или советы. Несколько раз дарила деньги и сертификаты на наши услуги.

Кроме индивидуальных букетов, мы делаем декорации для компаний, свадеб и занимаемся фитодизайном. К этому мы пришли благодаря клиентам, которые приходили и спрашивали: «А вы этим занимаетесь? Нам очень нужна ваша помощь». Постепенно мы спланировали работу в этих областях, и сейчас я собираюсь делегировать обязанности, так как тут процессы немного проще.
Вообще цветочный бизнес — сезонный: осенью лучше, летом заказов совсем мало. Летом спасают свадьбы. Когда их нет, совсем тоска. Январь всегда глухой, поэтому в начале года я обычно отдыхаю. В феврале появляется активность. Калькуляция расходов, соответственно, тоже сезонная. На расходы уходит от 30% до 50%.
Сорвались поставки –
я испугалась

Когда начался кризис 2020 года, мы месяц не могли выйти в ноль, даже аренду не отбивали. Потом наладилось за счет того, что оперативно перестроились на доставку. Использовали услуги «Яндекса», в редких случаях сама развозила. Заказы принимала через сайт, по телефону и директ в инстаграме.

Конечно, мы предпринимали меры защиты, рекомендованные всем бизнесменам в моем виде деятельности: маски, антисептики, перчатки. Двери студии были закрыты. Всё — только онлайн.
Первую неделю, честно, было тяжело — сорвались свежие поставки цветов, я испугалась. И мне пришлось делать букеты не из свежайшего материала, как обычно. Я согласовывала замены в букетах на более выносливые цветы, чтобы не подвести людей. Получается, что в чувства меня привели сами клиенты! И я за это безмерно им благодарна. Они заказывали букеты ко дням рождения или просто порадовать близкого. Есть закономерность — когда мне кажется, что дела идут плохо, обязательно кто-то сделает очень хороший заказ. Это вдохновляет лучше всего! Потому что я не могу не сделать красиво для своих.
Я изначально подавала документы на субсидирование в администрацию на Садовой для молодых предпринимателей до 35 лет (до 300 000 рублей), но в тот год не прошла. Видимо, мой бизнес не попал в число приоритетных. Что поделать. Перед открытием ИП, в марте 2015 года, ходила на бесплатные курсы «Школа предпринимательства», которые организовывало РРАПП.
Использовала поддержку государства
В планах – больше людей и творчества
Мне бы хотелось увеличить штат — сделать больше рабочих мест, собрать команду флористов. Девочки, которые приходят ко мне, не хотят заниматься механической работой. Им нужно творить. Хочется поддерживать такие порывы, заняться полноценной рекламой (поэтому наняла маркетолога), а также найти, кому делегировать свои полномочия, вырастить смену. Главная цель — это качество. Мне хочется всё держать под контролем, знать собачку каждого своего клиента по имени и как у нее здоровье.
Организаторы проекта
Комплексная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, а также самозанятых в Ростовской области оказывается в центрах «Мой бизнес» (управляющая организация — АНО «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства»):
Телефон горячей линии: +7 804 333-32-31
Наш сайт: Mbrostov.ru
Наш инстаграм: @mb_rostov
выгодные микрозаймы от 1% годовых;
бесплатные консультации по налогообложению, юридическим вопросам, трудовому законодательству, бухучету, финансовому планированию и т. д.;
помощь в регистрации бизнеса;
содействие в продвижении товаров и услуг в интернете и на марктеплейсах на безвозмездной основе;
финансовая поддержка производителей и участников донских кластеров;
льготный лизинг и гарантийная поддержка;
бесплатные образовательные мероприятия.
Просмотров: 14 640