22 сентября воскресенье
СЕЙЧАС +15°С

Блогеры в белых халатах: как ростовские медики осваивают Instagram

Онлайн-общение как способ побороть страх и недоверие пациентов

Поделиться

Блог требует времени, но становится для современных врачей необходимым инструментом

Блог требует времени, но становится для современных врачей необходимым инструментом

В последнее время на просторах интернета появилось множество врачей-блогеров. За границей это давно перестало быть чем-то диковинным. Онлайн-общению с пациентами даже обучают в медицинских школах, существует этический кодекс. На эту тему выпущено много книг. У нас в стране пока это не столь распространенное явление. 

161.RU опросил нескольких ростовских врачей, которые являются инстаграм-блогерами, о том, как и зачем они пришли в виртуальное пространство и насколько оправдались их ожидания.

Чтобы не было скучно

Сразу оговоримся, что мы не брали во внимание многочисленных врачей-косметологов и пластических хирургов, вся деятельность которых в соцсетях сводится к публикации фотографий своих пациентов «до процедуры» и «после», а также тех, кто занимается рекламой чудодейственных БАДов, коктейлей, трав и т. п. Нас интересовали настоящие блогеры, которые самостоятельно ведут свои страницы, пишут много просветительских текстов, на которых ничего не зарабатывают, а также активно отвечают на вопросы своих подписчиков. К сожалению, таких среди ростовских докторов — единицы. Далеко не все из них согласились пообщаться с корреспондентом 161.RU. Но есть и хорошие новости: все опрошенные нами медики оценивают свой опыт ведения блога как положительный.

— Как и многие другие женщины-врачи, свой блог я завела, когда ушла в декрет, вспоминает Дарья Дьяченко (@ginekolog.rostov, 26,8 тысячи подписчиков). — С одной стороны, мне было скучно, с другой, я ужасно боялась, что за время декретного отпуска всё напрочь забуду. Готовя посты и отвечая на вопросы своих подписчиц, я не только смогла сохранить прежние знания, но и получила много новых.

При общении с подписчиками Дарья заметила, что многие женщины не знают элементарных вещей, таких, как правила интимной гигиены, как подготовиться к беременности и когда следует немедленно посетить врача. Это позволило ей несколько пересмотреть подход к очному приему пациентов, а также научило говорить простым, доступным языком на медицинские темы.

Дарья признается, что сегодня ее блог — это гораздо больше, чем она изначально планировала. Приходится еще активнее читать специальную литературу, еще оперативнее пополнять копилку профессиональных знаний. Ответственность велика. Страничка приобрела популярность, люди стали задавать вопросы личного характера, так что постепенно на ней стали появляться видеообращения доктора, в том числе личного характера, а также фотографии, сделанные «вне работы». Это вкупе с компетентными ответами помогает завоевать доверие людей.

— Я встречала много пациенток, которые, даже имея жалобы, откладывали визит к женскому доктору по причине неудачного предыдущего общения со специалистом, — говорит Дарья Дьяченко. — Поэтому я стараюсь помочь женщинам справиться с этими страхами и убедить их в важности профилактики и ранней диагностики болезней. Я советую каждой девушке любить себя и следить за своим организмом, а не откладывать решение проблемы в долгий ящик. Вы у себя одни, и нужно ценить свое здоровье. Если с ним есть проблемы, ты уже не можешь полноценно функционировать и все дела уходят на задний план, а настроение становится угрюмым. Посещать гинеколога нужно раз в год, этот период позволяет выявить патологии на раннем этапе.

Счастливый случай

Мария Евдокимова (@doctor_marusenyka, 31,8 тысячи подписчиков) начинала с того, что писала посты на медицинские темы на популярном форуме «Ростовмама», но счастливый случай помог ей взглянуть на это хобби по-новому.

— Я завела личный блог в «Инстаграм», где публиковала фотографии. Однажды решила написать там полноценный пост на медицинскую тему, — вспоминает Мария. — Коллега, который уже вел медицинский блог в «Инстаграм», увидев это, решил поддержать меня и сделал мне рекламу в своём аккаунте. И в один вечер у меня сразу появилось около тысячи новых подписчиков.

По словам Марии, первое время она продолжала публиковать в основном личные фотографии, а медицинские посты делать примерно раз в 10 дней. Но подписчики стали просить ее разделить аккаунты на личный и рабочий. Поскольку вопрос продвижения в «Инстаграм» или увеличения количества пациентов для доктора был неактуален, то она длительное время не реагировала на эти предложения.

— Я поняла, что блог облегчает мне работу: многие постоянные пациенты стали моими подписчиками, они читали интересующие их темы в блоге и на очном приеме задавали вопросы более прицельно и в меньшем количестве, — вспоминает Мария Евдокимова. — Потом я прочитала одну замечательную фразу о том, что просветительская деятельность должна быть важной частью работы любого врача. Это нашло у меня отклик, я стала относиться к блогу серьёзнее и сейчас даже решилась на открытие канала на ютьюбе. Я не вкладывала деньги в развитие блога, не привлекала подписчиков и потому считаю, что 30 тысяч человек, которые меня читают на данный момент, — это неплохой результат. Кстати, из них ростовчане — только 25%.

Сама Мария тоже с удовольствием следит за страницами своих коллег-блогеров: Дарьи Карташовой @petitebete, Антонины Обласовой @ninavaccina, Дарьи Паниевой @_infodoc_, а также Елизаветы Редько @dr.elizavetaredko.

— Это наша команда единомышленников, создатели проекта @vkluchy_golovu, где мы развенчивали мифы о вакцинации, — поясняет Мария. — Блог действительно приносит мне удовольствие — я стараюсь затрагивать наболевшие темы. И, так как у меня нет коммерческого интереса, я отношусь к этому как к хобби, то подписчики это чувствуют. У меня почти нет хейтеров. Хотя, возможно, ещё не вечер.

Имидж — всё!

Артем Белый (@proktolog_rostov, 1199 подписчиков) начал вести блог около двух лет назад. Он не скрывает, что хотел в первую очередь заявить о себе как о враче.

— Я хотел растиражировать свою идею создания в Ростове проктологического «сервиса», где каждый пациент получал бы то лечение, которое показано при его болезни, а не то, которым владеет отдельно взятый врач, — рассказывает Артем Белый. — До создания блога я не был активен в соцсетях, но, увидев, что даже в такой сети, как «Инстаграм», есть немало популярных страниц проктологов, я решил выйти онлайн. Меня вдохновляла известная в «Инстаграм» проктолог Марьяна Абрицова, но тем не менее я не занимался подражанием, а выбрал свой путь.

Блогер говорит, что сперва ему было непросто. Сложно было придумать темы для постов, тяжело было начать записывать видеопосты, тем более что проктология — сфера крайне непубличная и деликатная, а для некоторых людей и вовсе табу. Со временем подписчики стали присылать свои вопросы, и планировать содержание страницы стало легче.

— Очень много приходится работать со страхами подписчиков, — признается Белый. — Для меня важно разрушить образ проктолога-садиста с раскаленной кочергой. Сейчас в мире существует множество возможностей безболезненного лечения любой проктологической проблемы и, что очень важно, максимально комфортной реабилитации после лечения. Но в нашей стране это используют единицы тех, для кого комфорт пациента действительно важен.

Артем Белый уверяет, что общение в «Инстаграм» изменило его.

— Я в какой-то мере стал публичной персоной без права на ошибку. Любое неосторожное высказывание может испортить так тяжело создаваемую репутацию.

Стараешься больше

Такое мнение разделяет и начинающий блогер Кристина Шарафаненко (@stomatolog_sharafanenko, 782 подписчика). В этой роли она пробует себя чуть больше года. Ее мотивация очень схожа с той, о которой говорили ее коллеги, — преодолеть недоверие и страх со стороны пациентов, снять массу вопросов еще до прихода человека к врачу.

— Просматривая блоги других стоматологов в «Инстаграм», я заметила, что актуальной информации для пациентов либо не представлено, либо она состоит из сложных медицинских терминов, либо, наоборот, очень поверхностна, — вспоминает Кристина. — То есть работы у докторов замечательные, всё красиво и качественно, но, с точки зрения пациента, ничего толком не понятно. Я попробовала воспользоваться услугами SMM-агентств, но быстро поняла: это не то, что мне нужно. Люди, далекие от медицины, не в состоянии написать статью на медицинскую тему с таким же глубоким пониманием вопроса, как врач. Тогда я решила писать сама.

Кристина старается ставить себя на место пациента и писать то, что ему бы хотелось узнать о стоматологии. Кстати, один из ее постов был посвящен обзору различных расходных материалов, чтобы людям было понятно, из чего складывается цена той или иной услуги.

— Я описываю сложные темы простым языком, — говорит Кристина Шарафаненко. — И людям понравилось, появился отклик: комментарии, лайки, подписки, записи на приём. Доверие ко мне как к специалисту увеличилось. Когда человек знает, чего ожидать во время лечения, ему легче решиться переступить порог клиники. Мой блог не идеален, ещё есть нераскрытые темы, но всё впереди. Думаю, наличие блога заставляет любого специалиста работать лучше. Ведь, когда выкладываешь свои работы на всеобщее обозрение, стараешься ещё больше.

оцените материал

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    ГостьЯ
    21 авг 2019 в 08:38

    Это здорово! Врач, который ведёт блог, занимается публичной просветительской работой постоянно растёт и развивает свои профессиональные компетенции. Ведь в публичном пространстве у него нет права на ошибку.

    Homer Simpson
    21 авг 2019 в 08:24

    пусть они лучше свою специальность осваивают, чем интернет.

    Фото пользователя
    21 авг 2019 в 08:13

    ну молодцы докторята.чегоужтам.:)