Город обзор

«Улицы превратятся в беззубый рот». В Ростове снова меняют правила застройки исторического центра

Ростовские архитекторы — о том, что не так с проектом объединенной охранной зоны

Высотность застройки в новом проекте увеличена в несколько раз по сравнению с уже существующими регламентами

В октябре 2020 года застройщики в Ростове-на-Дону с огромной вероятностью получат право строить высотные здания в историческом центре. В действие вступит проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (ОКН), который в 2019 году разработало ГАУК РО «Донское наследие». Документ прошел экспертизу и опубликован на сайте комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области.

Архитекторы рассказали 161.RU, чем проект отличается от существующих, останутся ли под защитой памятники исторического центра и кому выгодно введение охранной зоны.

Александр Ломтев

Ломтев — член Ростовской областной общественной организации Союза архитекторов России, главный архитектор студии «Здесь дизайн». Он утверждает, что новые правила позволят строить еще более высокие здания по соседству с историческими домами.

Он уточнил, что сегодня в Ростове действуют зоны охраны, которые разрабатывались индивидуально для каждого ОКН начиная с 2018 года. На разработку, по словам архитектора, потратили бюджетные деньги — сотни тысяч рублей на каждую зону. Только в Ростове-на-Дону около 400 таких объектов, в регионе — 10 818. Потрачены десятки миллионов рублей, уверен Ломтев.

— Я участвовал в разработке проектов зон охраны для объектов культурного наследия в центре города. Государственная историко-культурная экспертиза проводилась для каждого проекта зон охраны ОКН, — рассказывает архитектор. — Эксперты подтверждали, что разработанные тогда регламенты по высоте обоснованы. Но теперь в тех местах, где рядом с историческими зданиями можно было строить дома от 12 до 18 метров, предлагают регламентировать максимальную высоту в 24 метра — это семь этажей.

Дом Резниченко на Пушкинской, возведенный в 1889–1906 годах, находится в зоне риска

Когда несколько лет назад в Ростове не было утвержденных охранных зон для отдельных ОКН, в соответствии с Федеральным законом №73, действовали защитные зоны — в радиусе 100 метров от внешних границ территории памятника ничего нельзя было строить. Защитные зоны какое-то время блокировали строительство в историческом центре.

— И чтобы снять запрет на строительство, проекты зон охраны разрабатывались в огромном количестве в течение нескольких лет, — рассказывает Ломтев. — К существующим зонам охраны, конечно, есть вопросы, потому что каждый разработчик сам решал, какие регламенты устанавливать в зонах регулирования застройки и хозяйственной деятельности. Это субъективно. Но действующие проекты в десятки раз лучше для исторического центра города, чем то, что предлагают принять сейчас. Это худшее зло, если говорить грубо.

Доходный дом братьев Дерткезовых — здание было построено в период с 1911 по 1915 год. В декабре 2019 года на жильцов дома власти подали в суд, потому что те закрасили старинную лепнину на фасаде в желтый цвет

По мнению Ломтева, Ростову нужен более гибкий проект охранной зоны.

— Все это выглядит как необоснованное обобщение кварталов, которые обобщать нельзя. Например, семиэтажная застройка по Пушкинской от Кировского проспекта до Театрального спуска — допустима, так как по периметру кварталов уже стоят девятиэтажные дома, — объясняет архитектор. — Но, если взять ту же Пушкинскую, но от проспекта Кировского до переулка Халтуринского — там совершенно другой масштаб застройки и высоты объектов культурного наследия, и ставить там дома высотой в 24 метра по периметру — это приговор.

Архитектор считает, что проект обновленной охранной зоны создан в интересах застройщиков и опасен для большинства улиц исторического центра: больше других могут пострадать улица Пушкинская, проспект Чехова, переулок Семашко, улица Суворова, проспект Буденновский.

— Цель охранных зон — охранять ОКН и масштаб исторической застройки на территории рядом с памятником. Проект объединённой зоны охраны объектов культурного наследия, расположенных в исторической части города Ростова-на-Дону обязательно нуждается в корректировке. <...> Я считаю, что представленный документ не охраняет малоэтажную застройку объектов культурного наследия, а является скорее регламентом застройки исторического центра домами средней этажности, — добавил Ломтев.

Сергей Трухачев


Трухачев — архитектор и директор НПО «Южный градостроительный центр». По его мнению, ограничение высотности нельзя считать тормозом для инвестиционной активности или строительства — это нормальный путь для городов с богатым архитектурным прошлым.

— Сохранить исторический центр в первозданном виде невозможно и даже в какой-то степени вредно. Но не разрушить масштаб города — основная цель введения подобных ограничений. Люди, заинтересованные в продвижении интересов застройщиков, часто преподносят высотность как признак современного города, но это вовсе не так.

У Трухачева есть две претензии к проекту «объединенных охранных зон» — то, что документ сделан достаточно грубо без необходимой детализации, и то, что предлагает резко повысить допустимую высотность.

— Чем это обусловлено? Если бюджетные деньги уже потратили на установление этих зон, то зачем их нужно переделывать? У нас что-то поменялось в мировоззрении или законодательстве? Или объекты культурного наследия перестали быть такими ценными? Вовсе нет, — рассуждает архитектор. — Мотивация одна — поднять средний уровень застройки исторического центра.

Судя по данным проекта, ту застройку, которая допустима в глубине квартала, «выгоняют» на уличный фронт. Если проект заработает, то соседство многоэтажных домов со старинными особняками станет повсеместным.

Пример малоэтажной исторической застройки — доходный дом Баева на Темерницкой, здание построено в конце ХIХ века

— Если всюду разрешить одну высоту, то из ростовских улиц получится картина, которую отлично охарактеризовал один мой знакомый, — беззубый рот, часть зубов уже выпала, а часть ещё стоит, — рассказывает эксперт. — Во многих частях города такой образ, к сожалению, уже формируется: например на Пушкинской, на Максима Горького, на Чехова, во многих частях Нахичевани, где двухэтажные особнячки соседствуют с девятиэтажками. Этот принцип узаконится благодаря новому проекту.

Архитектор считает, что план проработан очень грубо, «будто его делали спустя рукава».

— Еще я считаю странным, что в границы исторической застройки не включены районы, прилегающие к набережной. Оттуда выпадает, например, бывший завод «Красный Дон», место, где строится ЖК «Державинский», весь Театральный спуск — да, это те части, где в большинстве случаев нет памятников, но они в целом влияют на восприятие исторической части города и его панорамы, — говорит Трухачев. — Я в этом вижу следы влияния какого-то строительного лобби. Зная, что на этой территории уже реализуются какие-то проекты, люди суют голову в песок и делают вид, что эти земли не имеют отношения к историческому центру и панораме города, хотя это не так.

По мнению Трухачева, проект рано или поздно создаст визуальный хаос, который разрушит масштаб исторической застройки и самобытность архитектуры Ростова.

— Туристы к нам едут побродить по тенистым южным улицам и вкусно поесть. Но, принимая этот документ, мы рискуем навсегда утерять этот колорит, — добавил архитектор.

Редакция 161.RU связалась с представителями Комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области — от телефонной беседы там отказались, предложив поговорить после официального запроса.

В декабре 2019 года мы писали о том, что в Ростове собираются урезать защитные зоны памятников, что позволит сносить ветхие дома. Тогда об этом говорил сити-менеджер Алексей Логвиненко. По его словам, власти готовы к появлению коммерческих объектов, но с малой этажностью. Кроме того, глава городской администрации пообещал, что к лету 2020 года будет готов документ, который значительно упростит процесс.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем