19 августа понедельник
СЕЙЧАС +23°С

Ушел с телевидения на трамвай: тревоги и радости ростовского вагоновожатого

Рассказываем историю водителя популярных трамвайных маршрутов

Поделиться

Сейчас в Ростове действует пять трамвайных маршрутов

Фото: Александр Подопригора

Сначала он работал в телерадиокомпании. Но со временем решил сменить сферу деятельности. Теперь он управляет ростовским трамваем. О том, что скрывает профессия вагоновожатого, корреспонденту 161.ru рассказал один из ее представителей. По просьбе героя мы публикуем его историю анонимно.

Детская мечта

Стать водителем трамвая я мечтал с детства, но учился на другой специальности — на техника по кинооборудованию. Сначала работал по специальности. Был электромехаником в местной телерадиокомпании, следил за оборудованием. Работа спокойная — почти как у вахтера, но ответственность большая. На моих плечах лежало всё радиовещание Ростова. Я в нужный момент переключал московское вещание на местное.

Алексей (имя изменено. — Прим. ред.) редко ездит на трамваях в качестве пассажира

Алексей (имя изменено. — Прим. ред.) редко ездит на трамваях в качестве пассажира

Платили мало, поэтому ушел. Решил исполнить свою детскую мечту. Мой отец сам когда-то работал водителем автобуса. Он одобряет мой выбор. Бабушка относится скептически. Говорит, что это большая ответственность, в первую очередь — за пассажиров. Жены и детей нет — так что насчет них даже не переживаю.

Я живу в районе, где трамваи не ходят. Так что сам катаюсь на них редко. Но если надо передвигаться по центру, то могу проехать.

Обучение

Водителем трамвая работаю уже год. Прошел трехмесячные курсы подготовки, медосмотр и получил права. Устроиться было несложно. Из-за нехватки людей даже программа обучения сокращена в два раза, чтоб быстрее все на рейсы выходили. В других городах управлять трамваем учат не меньше полугода.

Обучали нас спустя рукава. Например, часто не было вагонов для практики. К работе привыкнуть было несложно. Многое о профессии узнал, когда вышел на линию. Во время обучения было два наставника. Да и во время месяца стажировки тоже был человек, который помогал, направлял, подсказывал. Во время обучения были занятия по эксплуатации трамвая, по технической составляющей, по Правилам дорожного движения. Изучали трамваи со всех сторон.

Трудовые будни

В Ростове сейчас пять трамвайных маршрутов

В Ростове сейчас пять трамвайных маршрутов

Перед каждым выходом на рейс состояние вагона определяют слесарные мастерские. Мастер ставит подпись и печать, а медик проверяет состояние водителя. График — два дня через два. Раз в месяц бывает так, что надо работать три дня подряд при одном выходном. Но больше работать не заставляют.

День начинается так. Приезжаю в депо за 20–30 минут до выхода на линию, предъявляю документы, водительские права, книжку водителя, получаю путевой лист. Затем иду к медику на осмотр. Возвращаюсь к диспетчеру с печатью и получаю документы на вагон. Принимаю его, проверяю техсостояние и выезжаю на линию.

Рабочий день зависит от времени выезда. Он длится 12 часов, но мы можем переработать. Время выхода на линию определяет служба эксплуатации, она составляет график.

Сейчас в Ростове пять маршрутов. Я работаю на трех из них. Линии двух других проходят по подъемам — работают там только опытные водители, а у меня нет специального допуска.

Финансовый вопрос

На такую работу не возьмут с недостатками здоровья. Мы, как и водители автобусов, сидим на плановой системе. Если за месяц привозим план, то получаем премию. Последнее время зарплату платят исправно.Но есть менее прибыльные маршруты, где план не сделаешь. Чтоб получить премию, людям приходится докладывать деньги из своего кармана. Уходишь в минус.

Если вагоновожатый не привезет план, то его лишают премии

Если вагоновожатый не привезет план, то его лишают премии

План зависит от маршрута. На одном из моих маршрутов он — 10 тысяч рублей в день, а на другом может быть 6 тысяч, на третьем — 3,5 тысячи. Премия зависит от выручки. Это 10% от того, что ты привез. Привез за месяц 150 тысяч рублей — 15 тысяч премия.

С топливом проблем нет, потому что у нас электроэнергия. Иногда с запчастями возникают проблемы. Недавно была проверка департамента транспорта. Кто-то из водителей пожаловался, что бандажи — стальные кольца на колесах трамвая — быстро истачиваются, а новые депо не выдает. В ремонтных мастерских бандажи наваривают, но делают это плохо. Наше руководство этому водителю потом устроило допрос.

Мне не раз приходилось покупать лампочки для фар. В депо их обычно не выдают. У нас запчастями вообще как повезет. Даже если заявку оставил, то могут выдать, а могут и не выдать.

Путевая ситуация

Трамвай — не очень надежный вид транспорта, часто ломается. Если это произошло на линии, то за ним скапливаются вагоны. В этой ситуации водителям других трамваев лучше всего найти объездной путь. Иногда из-за аварий или поломок на маршруте остается один вагон. Пассажиры возмущаются, что его приходится подолгу ждать.

Они негодуют в любом случае: ругаются, что едем медленно или не по маршруту, а мне ведь тоже неприятно.

Трамваи из-за изношенности путей и колесных пар часто сходят с рельсов. Вообще состояние путей в городе так себе, они старые. На Станиславского и Горького хотя бы посвежее. Хотя на второй улице всё равно бывают сходы.

Пешеходы иногда выбегают перед трамваем в самый неожиданный момент

Пешеходы иногда выбегают перед трамваем в самый неожиданный момент

Мы попадаем в ДТП. Столкнулись две машины: дальше я проехать не могу. Остается два пути: уехать на другую конечную или стоять ждать. Обычно так происходит из-за неуважения автомобилистов к трамваям — влезают, подрезают. Это опасно. У трамвая тормозной путь гораздо больше, чем у автомобиля, да и сами тормоза плохо срабатывают. Просто не успею вовремя затормозить. У меня за год — шесть ДТП. Благо, без пострадавших.

Была авария и по моей вине. Конец декабря, темно, дождливо. В такую погоду обычно происходит юз — колеса прокручиваются при торможении. Отвлекся, не заметил автомобиль и не среагировал вовремя. Врезался. Депо решило вопрос с пострадавшим, а меня лишили премии.

Трамвай — очень ненадежный транспорт

Трамвай — очень ненадежный транспорт

Разных ситуаций хватает. Кто-то переходит пути в неположенном месте, машины летят на красный, пассажиры забывают одежду, продукты. Недавно кто-то оставил целый пакет с молочкой и булками. Отличный подарок к концу смены!

Увидели в городе что-то интересное или необычное? Сообщите об этом всему Ростову! Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7-918-50-50-161. Телефон службы новостей 303-06-14.

У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости Ростова. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: T.me/news161ru.

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
из Краснодара
6 сен 2018 в 09:50

Привет Ростов, заметка почти за меня, только я поработал водителем в Ростове и после всего того дурдома переехал в прекрасный город КРАСНОДАР и работаю теперь в КТТУ водителем трамвая. Господа, это земля и небо по сравнению с Ростовом!!Хорошо платят, хороший коллектив, хороший подвижной состав, есть кондуктор и я не вникаю в проблемы оплаты проезда, руководство управления и мэрия города реально занимаются электротранспортом!! Супер!! А РОСТОВ это убогая отсталая большая деревня с неадекватным населением и криминалом, уехал навсегда из этого ада и не вернусь НИ-КОГ-ДА!!!

Володар Горюнов, гТАГАНРОГ
6 сен 2018 в 10:32

В г. Ростове профессия водителя трамвая является реально перспективной, у Администрации города при поддержке Губернатора составлены серьезные планы по развитию легкорельсового метротрама в городе Ростове. Линии метротрама с подземными линиями в Центре в ближайшем будущем свяжут все районы города и в перспективе свяжут муниципальные образования агломерации.

Геннадий Алексеевич, ростовчанин.
6 сен 2018 в 09:42

Необходимо уходить от плановой системы. Вагоновожатые, также как и шофера автобусов, должны получать зарплату вне зависимости от выручки. Что за план, где ещё есть такая порочная система? Я понимаю план у токаря - сколько болванок выточит на станке, столько и получит за них денег. Но водитель и план понятия не совместимые. Водитель что, ради выполнения плана должен силком затаскивать в салон пешеходов, делая тем самым выручку трамвайно-троллейбусному управлению? Абсурд.
Предлагаю направить делегацию работников РТТУ в одну из европейских стран для изучения опыта организации трамвайного движения.