RU161
Погода

Сейчас+20°C

Сейчас в Ростове-на-Дону

Погода+20°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +17

6 м/c,

зап.

761мм 53%
Подробнее
5 Пробки
USD 93,25
EUR 99,36
Город Жители поселка Дубравного Ростовской области требуют спасти столетние мост и храм

Жители поселка Дубравного Ростовской области требуют спасти столетние мост и храм

На территории Цимлянского района разрушаются два забытых памятника.

На этой неделе жители поселка Дубравного в Цимлянском районе обратились к главе района Андрею Садымову с письмом, в котором требуют спасти уникальный памятник – столетний мост через реку Кумшак.

– Более ста лет назад, еще в царской России, на Царицынском тракте был сооружен железобетонный мост через речку Кумшак, получивший в народе название «Бушевский». По преданию, строили его приглашенные царем, итальянские мастера. Многие десятилетия мост исправно выполнял свои функции и радовал людей своим изящным видом. В конце 70-х годов прошлого века по этому маршруту пролегла асфальтовая дорога, и был построен новый, стандартный автомобильный мост. С тех пор за Бушевским мостом больше никто не ухаживал. Естественно, мост стал разрушаться, – пишут дубровинцы в своем письме.

Они называют мост «уникальным архитектурным объектом» и просят включить его в туристические маршруты района.

В администрации Цимлянского района письмо пока не получили, как сказали корреспонденту 161.ru. Глава сейчас находится в отпуске, да и вряд ли ему сейчас есть дело до какого-то моста. А на подходе еще одно письмо, о не менее старом и не менее уникальном памятнике в том же районе – здании храма в станице Карповской.

Храм в хуторе Карповском

161.ru связался с местным краеведом Николаем Сивашовым, который и рассказал историю этих памятников.

– И мост, и храм построены еще до Первой мировой войны, одними и теми же итальянскими мастерами и по одной и той же технологии. К тому времени итальянцы изобрели особый цемент, который прочно и надежно скреплял песок, глину, гравий, арматуру и другие материалы. И с помощью специальных оснасток это позволяло выливать из приготовленного бетона на месте любые объекты. На тот период это было самое современное и уникальное производство, которое применяется и сегодня. Одна из итальянских фирм по протекции царского двора заключила договор с Донской почтовой службой на строительство бетонного литого моста через Кумшачку. И в Цимлу пароходами и баржами пошел итальянский цемент и оснастки, а из Ростова-на-Дону – арматура, – рассказывает краевед. – Насколько прочна конструкция, вы можете судить сами – во время Второй мировой войны по этому мосту шли танки – и ничего. Уже в советское время рядом с итальянским мостом был построен современный автомобильный мост, так вот его ремонтировали уже раз шесть, а Бушевский мост (закрепившееся в народе название моста. – Прим. авт.) стоит и стоит. Люди до сих пор им пользуются: скот перегоняют, на машинах ездят (когда Кумшак разливается. – Прим. авт.).

С тех пор, как появился новый автомобильный мост (в 70-е гг.), за старым мостом никто не смотрит. Естественно, он начинает разрушаться.

Бушевский мост

– Мы, давно, правда, обращались и в министерство культуры, и в Росавтодор (все-таки мосты – это их хозяйство. – Прим. авт.), но результатов никаких не увидели, – говорит Николай Сивашов. – В Росавтодоре было загорелись, даже хотели поставить памятник столетнему мосту (единственному в регионе). Но потом там сменился начальник, и все заглохло. А в минкультуры нам сказали, что оба памятника не входят в реестр историческо-культурных памятников региона.

Действительно, в перечне объектов культурного наследия Ростовской области, опубликованном на сайте министерства культуры РО, ни моста, ни храма нет.

Разрушения храма в Карповском

– Это очень странно, – говорит председатель Ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кожин, – такие уникальные объекты должны быть включены в реестр. Я был на этом мосту, видел его, и понимаю, за что бьются дубравненцы. Такие сооружения должны остаться нашим потомкам, тем более что в районах Ростовской области таких уникальных памятников истории не так уж много. Его, как и храм в Карповском, нужно срочно брать под опеку государства.

По словам руководителя Красноярского сельского поселения Владимира Светличного, куда входит поселок Дубравный, и мост, и храм входят в проекты туристических маршрутов, которые сейчас разрабатываются в администрации района.

– Нам есть, что показать и о чем рассказать: мост, храм, петровские шлюзы, пороховой погреб Парамонова, – говорит Владимир Светличный. – Более того, энтузиасты-историки сейчас работают в архивах Москвы, где сохранились изначальные изображения Бушевского моста. Его нужно не просто отремонтировать, а реконструировать. И я боюсь, что без специалистов-архитекторов мы своими силами с этим не справимся. Уж не говорю о средствах – не потянем.

Пока идут споры, поиск денег и подрядчиков – мост стоит. Хорошо строили 100 лет назад.

Историческая справка
На месте поселка проходила старинная губернская почтовая дорога войска Донского, так называемый Царицынский тракт, из станицы Старочеркасской в Царицын (Волгоград). Сейчас это автодорога Цимлянск–Шахты. На правом берегу реки Кумшак располагалась почтовая станция Кумшацкая. В 1914 году, по царскому Указу, через реку Кумшак итальянскими мастерами был построен уникальный монолитный железо-бетонный мост, прозванный казаками «Бушевский» по фамилии станционного смотрителя Бушева Елпидифора Ипполитовича, инициатора строительства моста.

Фото: Фото предоставлены Николаем Сивашовым
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем