Город Василий Ирзабеков, филолог-языковед, писатель: «Я поддерживаю идею русского языка как фактора национальной безопасности России»

Василий Ирзабеков, филолог-языковед, писатель: «Я поддерживаю идею русского языка как фактора национальной безопасности России»

Совсем недавно вся страна вместе с днем рождения Александра Пушкина отмечала ежегодный праздник русского языка. Как сегодня обстоят дела с родной речью в стране, какие лингвистические проблемы стоят наиболее остро, 161.ru рассказал филолог-языковед, писатель, директор Православного центра во имя святого Луки, литературный редактор журнала «Шестое чувство» Василий Ирзабеков.

– Как вы думаете, почему россияне стали меньше читать?

– Я бы поставил вопрос по-другому. На самом деле сегодня мы тоже читаем. Допустим, если в московское метро спускаешься – читают. Но нельзя сказать: «Слава Богу, что читают». Я всегда смотрю, какая книга в руках у пассажира. Если 20-30 лет назад читали в метро Айзека Азимова, Брэдбери, то сегодня читают непонятное фэнтези. Меня очень смущает, когда видишь: стоит мужчина, ему за 40, а читает он то, что моя младшая дочь читала в шестом классе.

– Получается, люди перестали придавать значение тому, что они читают, как говорят, пишут?

– Я бы сказал, люди забыли, что язык – это не отдельное что-то – это главное, что есть в человеке. Ведь для нас как: язык – либо английский, либо немецкий, либо говяжий. А в церкви язык – это народ.

Читаем в Евангелие: «Сначала было слово, и это слово было Бог».

Ученые что сделали – они рассекретили геном мыши. И оказалось, что геном мыши – это слово. Чтобы понять это, нужно представить, что есть таинственный язык, который состоит всего из четырех букв. Геном мыши – это слово, состоящее из миллиарда этих четырех знаков в различной их комбинации. Вот такое слово. Всякий раз, когда на свет рождается новая мышь, ее Создатель призывает словом.

Науке понадобилось две тысячи лет, чтобы утвердить то, что написано в Евангелии: «В начале было слово…». Оказалось, что это не просто какая-то поэтика – это констатация научного факта. Каждая мышка, птичка, человек вызывается из небытия словом.

Василий Ирзабеков родился в 1953 году в городе Баку. Выпускник Бакинского института русского языка и литературы. В 1995 году принял Таинство Святого Крещения. В 2001 году создал и возглавил Православный центр во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого), получивший благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Известен как борец за чистоту русского языка. Систематически выступает с лекциями перед школьниками, студентами и преподавателями духовных и светских учебных заведений. Читает курс лекций «Русский язык как Евангелие». Женат, имеет двух дочерей.– А какое значение у русского языка?

– Я являюсь в некотором смысле последователем Александра Шишкова. Он ратовал за чистоту русского языка и одним из первых выдвинул идею языка как фактора национальной безопасности России. При нем рождались поколения людей, не говорящих по-русски. Яркий пример – сам Пушкин. Ведь как дразнили его в лицее – француз. Потому что он в детстве плохо изъяснялся по-русски. И таких людей тогда было много.

Шишков уже тогда говорил, что это закончится бедой. Это закончилось декабрьским восстанием – первой революцией.

У Шишкова, например, приводится этимология слова «человек». Он утверждает, что оно происходит от понятия «слово». Я разбирался в этом вопросе и убедился, что множество именитых филологов настаивают на том, что 500-600 лет назад не говорили «человек» – говорили «словек».

Когда ты имеешь такую тесную связь со словом, когда им тебя призывают из бытия, как и каждую мышку, нужно как-то более серьезно относиться к языку, к тому, что говоришь. Это все есть в Евангелии.

– По крайней мере нужно не использовать матерную лексику?

– Мат – это вообще страшная вещь за гранью добра и зла. Если в двух словах говорить об этом языковом явлении – то это хула на Богородицу, это глумление, это оскорбление ее чистоты. Человек, ругающийся матом, призывает ад. На языке науки мат – это инфернальная лексика. Все мы знаем, что «инферно» – от латинского «ад».

– А как еще следить за чистотой своей речи?

– Христос говорит в Евангелии, что за каждое праздное слово нужно нести ответ. А сколько праздных слов мы произносим постоянно? Все мы с детства знаем, что молчание – это золото; молчишь – за умного сойдешь. Вообще, болтливость – это порок. Я могу молчать сутками. А зачем говорить пустое?

– Тогда о чем нужно говорить людям?

– Для чего нам дана речь? Для объяснения друг другу в любви. Любовь невозможна без жертвенности, то есть, нам нужно научиться постоянно чем-то жертвовать: комфортом, деньгами… Это есть любовь.

Но что сегодня происходит с языком, а значит, с нашей душой? Сегодня взято в оборот выражение «заниматься любовью». Вроде бы оба слова не скверные. Но если человек произносит эти два слова – он умственно неполноценный. Объясню почему: любовь – это чувство. Такие же чувства – гнев, недоумение, обида. Но мы же не говорим, что мы ими занимаемся...

– В целом вы настаиваете на единстве языка и Бога?

– Существуют народы, у которых язык состоит буквально из 500 слов. В русском языке их порядка миллиона. Однако и в скудном и в богатом языке есть обозначения Бога. Есть безбожные люди, но в мире нет ни одного безбожного языка.

Язык – это всегда подарок Бога нации. В нем заключена ее миссия. Русский язык – он весь соткан из Христа. А чем заканчивается путь Христа? Голгофой, а потом воскрешением!

– А как вы относитесь к качеству преподавания русского языка в школе?

– Образование невозможно без воспитания, а в деле воспитания мы проигрываем. Этим мы портим нашу замечательную молодежь. Ведь она устала от наших запретов, мы постоянно говорим: «это нельзя, то нельзя». Но никогда не берем на себя труд объяснить, почему это плохо. Вот если бы мы каждый раз объясняли, почему нельзя, возможно, и молодежь бы не делала того, чего не хотят старшие.

– А как вы оцениваете язык наших чиновников?

– Все зависит от того, кто стоит во главе того или иного ведомства. Меня часто приглашают в разных городах выступить перед чиновниками, сотрудниками силовых ведомств. Потому что есть еще руководители, которые заботятся о нравственном состоянии своих сотрудников. Все зависит от начальника.

Ведь что значит слово «начальник»? Этот военный термин. В русском языке это тот, кто стоял в начале войска.

Великий начальник – Дмитрий Донской. Он отошел к Богу на 39-м году жизни: разбитый, больной… Все потому, что на Куликовской битве он шел во главе своего войска.

Задача начальника – определить вектор движения, второе – это брать на себя все первые и самые сильные удары. Это функции должны сохраняться и сейчас. Будь это коммунальное предприятие, детский сад и так далее. Где бы ты ни был, первым лицом быть очень серьезно. Ты должен брать на себя первые удары и никогда не давать в обиду своих подчиненных.

Фото: Фото Андрея РЫЖКОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем