RU161
Погода

Сейчас+27°C

Сейчас в Ростове-на-Дону

Погода+27°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +22

9 м/c,

ю-в.

752мм 39%
Подробнее
7 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Город Как в Ростове появилась Детская железная дорога

Как в Ростове появилась Детская железная дорога

Сегодня в очередной раз посетил Детскую железную дорогу в парке имени Н. Островского.

На этот раз – с младшим сыном.

И захотелось написать об этом, о ее истории и сегодняшнем дне.

Хочется сказать, что место уникальное, но это не так. Ко времени распада СССР было построено 52 детских железных дороги, а на сегодняшний день в России их насчитывается 35.

Тем не менее место, действительно, замечательное.

Смутно помню себя самого в 6-7-летнем возрасте. Дело было в середине 70-х прошлого века. Тогда поездка на детской железной дороге была настоящим событием, ярким и уникальным, запоминающимся на всю жизнь.

И, что удивительно, несмотря на обилие развлечений, их спектр и изощренность, поездка на детской железной дороге вызвала бурю эмоций и у старшего сына несколько лет назад, и у младшего – сегодня.

Идею строительства детской железной дороги в Ростове-на-Дону комсомольцы города высказывали еще в 1936 году. В мае 1936 года группа ростовских школьников приняла участие в совещании юных строителей детских железных дорог, которое проводил Совет содействия строительству ДЖД (Детской железной дороги) под председательством академика Образцова. Решение ростовчан было одобрено Советом, и уже в 1937 году в Ростове начали работать кружки юных железнодорожников. А вот на подготовку проекта ДЖД и улаживание всяческих формальностей ушло несколько лет. Только 4 августа 1940 года, в День железнодорожника, на торжественном митинге было объявлено о начале строительства Ростовской ДЖД.

Путь детской железной дороги длиной 3,5 км проложили кольцом вокруг Балабановской рощи, высаженной в конце XIX века по приказу городского головы Нахичевани Минаса Балабанова. В советское время две части этой рощи именовались Парком культуры и отдыха завода «Ростсельмаш» имени Сталина и парком имени Марии Ульяновой Пролетарского района. В наше время остатки рощи носят название Парка имени Николая Островского. Рощу разделял надвое подъездной путь станции Нахичевань-Донская (ныне – станция Ростов-Товарный), а потому в двух местах пришлось устроить глухие пересечения подъездного пути с линией ДЖД. К моменту открытия детской железной дороги было построено паровозное депо и две станции – имени Л.М. Кагановича и Деповская. По тем временам дорога была очень неплохо оснащена: в депо разместились мастерские с токарным, токарно-винторезным, фрезерным, строгальным и сверлильным станками; оба перегона были оборудованы электрожезловой системой, телефонной и телеграфной связью. В своем распоряжении дорога имела состав «Малыш» из пяти мягких двухосных вагонов по 12 мест в каждом, построенных по проекту Днепропетровской ДЖД, паровоз ЮП-305.

Торжественное открытие детской железной дороги, получившей название Малой Ворошиловской, состоялось 9 ноября 1940 года. («Большая» дорога в то время называлась Железной дорогой имени К.Е. Ворошилова). Но, проработав всего несколько месяцев, дорога была закрыта в начале Великой Отечественной войны. Для обеспечения сохранности станки и весь подвижной состав был эвакуирован в Тбилиси.

В 1945 году, когда город Ростов даже еще не был полностью восстановлен после войны, было принято решение о реанимировании детской железной дороги, переименованной к тому времени в Малую Северо-Кавказскую. В ходепроведенного ростовскими железнодорожниками обследования руин дороги стали ясны масштабы разрушений: практически все рельсы во время войны были сняты для строительства оборонительных сооружений, шпалы и даже часть балласта растащены местными жителями по подсобным хозяйствам, станционные постройки и депо, хоть и уцелели, требовали серьезного ремонта. В марте 1946 года детской дороге был возвращен эвакуированный подвижной состав, но и он требовал ремонта. Тогда же начались восстановительные работы и на самой дороге. Руководил ими начальник ДЖД Ваган Акопович Миносян.

К концу июля 1946 года была завершена первая очередь восстановления – километровый участок пути от станции Деповская до бывшей станции им. Кагановича, переименованной в Победу.

1 августа 1948 года, в «Сталинский День железнодорожника», открылось движение по большому кольцу протяженностью 3,15 километра.

В ноябре 1949 года, к 32-й годовщине Октябрьской Революции, восстановление детской железной дороги было полностью завершено. К этому времени дорога имела уже три станции: Победа, Оборонная (бывшая станция Деповская, а ныне – имени Вити Черевичкина) и Солнечная.

К 1952 году на станции Солнечная уже существовал красивый деревянный павильон. Однако уже тогда впервые заговорили о строительстве здесь нового капитального здания и переносе туда управления дороги и учебных классов.В то же время на станции Оборонная имелся лишь деревянный домик площадью всего шесть квадратных метров.

В мае 1961 года детской железной дороге присвоено имя первого космонавта Земли Юрия Гагарина. Двумя годами позже, в 1963, на встрече в московском Дворце пионеров на Ленинских горах начальник Малой Северо-Кавказской железной дороги А.И. Басов вручил Ю.А. Гагарину удостоверение «Почетного юного железнодорожника».

19 мая 1972 года Детская Северо-Кавказская стала лауреатом Премии Ленинского комсомола. Диплом лауреата был вручен начальнику дороги 29 октября 1972 года во время торжественного собрания, проходившего в Ростовском ТЮЗе.

В конце 1970-х годов, при строительстве Дворца культуры Ростсельмаш, пути ДЖД были перенесены глубже в парк. В результате эксплуатационная длина дороги уменьшилась до 4,09 км.

20 июня 1986 года государственная комиссия подписала акт о сдаче в эксплуатацию четырехэтажного учебного корпуса на станции Солнечная. Но его открытие состоялось только 8 ноября. В этот день в стену учебного корпуса была заложена капсула с посланием будущему поколению юных железнодорожников 2017 года. Целый год до этого ребята соревновались за право подписать письмо в будущее.

В середине 1990-х годов, в эпоху расцвета «дикой торговли», рядом с линией ДЖД у стадиона «Ростсельмаш» (ныне – «Олимп XXI век») открылся вещевой рынок. В непосредственной близости от путей стояли торговые палатки и припаркованные автомобили. Нередко поезд приходилось останавливать и подолгу ждать хозяина очередного автомобиля, мешающего проезду.

Однако, времена «дикой торговли» уже давно канули в лету, но тем не менее нам и сегодня пришлось ждать около 20 минут, пока уберут припаркованную возле железно-дорожного полотна машину, мешавшую проехать поезду:

Но кроме всего прочего, Ростовская ДЖД славна своими модельными традициями. Ещё в 1980 году юные железнодорожники Ростова были удостоены бронзовой медали ВДНХ за представленные на выставке научно-технического творчества молодежи «НТТМ-80» железнодорожные модели. А в последние годы Ростовская ДЖД стала традиционным местом проведения выставок-конкурсов железнодорожных моделей: летом – всероссийской выставки «Локотранс-Юг», а в дни зимних каникул – региональной выставки железнодорожного моделизма. На этих выставках можно увидеть и по-детски наивные игрушечные электровозы, и действительно высококлассные копии, выполненные лучшими моделистами страны.

Большое количество замечательных моделей выставлено в зале ожидания станции «Солнечная». А за закрытой дверью с надписью «Ремонт» расположен учебный класс с грандиозным макетом местности, горами, мостами, тоннелями, переездами, реками и депо. Мы попросили рабочего из технической мастерской, корпевшего над очередным макетом паровоза, пустить нас посмотреть на макет, что он с удовольствием и сделал:

Главные люди на ДЖД, конечно, дети. Они максимально сосредоточены, деловиты, приветливы и вежливы. Чувствуется, что они преисполнены ответственности и с удовольствием выполняют свои обязанности.

На станции имени Вити Черевичкина:

На станции Победа:

Учет пассажиров проводником нашего вагона Екатериной:

Сделав круг на поезде, мы вышли на станции «Солнечная», а поезд поехал дальше.
До свидания!..

Да, и чуть не забыл самое главное:

Использованы материалы и три черно-белых фотографии по истории Ростовской-на-Дону ДЖД с сайта «Детские железные дороги».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем