Город Бесарион Месхи, ректор ДГТУ: «Ни экономисты, ни юристы комбайн не сделают и ракету в небо не запустят»

Бесарион Месхи, ректор ДГТУ: «Ни экономисты, ни юристы комбайн не сделают и ракету в небо не запустят»

«Инновации», «модернизация», «технический прорыв» – как мантру твердят сегодня чиновники всех уровней и мастей с экранов ТВ и страниц Интернета. А за всеми этими словами, оказывается, стоит не цена за баррель и даже не 3D-макеты будущих ландшафтов Сколково. О том, что надо делать сегодня, чтобы в России все же наступило светлое высокотехнологичное завтра, 161.ru побеседовал с ректором Донского государственного технического университета Бесарионом Чохоевичем Месхи.

– Бесарион Чохоевич, как вам прошлогодние первокурсники, которые пришли уже по результатам ЕГЭ?

– Было бы неправильно утверждать, что ЕГЭ сегодня дал нам более умных абитуриентов или наоборот. ЕГЭ только оценивает те знания, которые школьник получил. Вы что думаете: если они сдадут ЕГЭ, то станут умнее? Такого не может быть. Мы имеем тот материал, который имеем – не только в Ростовской области – во всей России так. Поэтому и о прошлогодних первокурсниках нельзя сказать – хуже они, или лучше. Еще от года зависит. Бывают такие года, когда идет очень большой поток, скажем, на юридический. А бывает – все вдруг решили поступать на экономический или на компьютерную безопасность. Как погода, все меняется. По десятибалльной системе я бы оценил абитуриентов прошлого года на восемь баллов. На некоторых потоках – чуть ниже, но меньше пяти – нет. Сегодня в принципе абитуриенты слабоваты. Особенно поступающие на технические специальности...

– Это был мой второй вопрос: что делать с катастрофической нехваткой технарей в стране и упорным нежеланием абитуриентов получать технические специальности?

– О, этот прекрасный вопрос сейчас волнует сотрудников всех технических вузов, ректоров и министров. В некоторых школах – я говорю именно в некоторых, не во всех – встречается такая практика: учителя не рекомендуют выпускникам сдавать физику. Чтобы не портить показатели. Дети просто боятся ее идти сдавать. Но зато спокойно идут сдавать историю, обществознание и другие гуманитарные направления. Недавно в Москве я общался со своими коллегами, и они выразили то же беспокойство: не сдают школьники физику! Но я говорю: ни экономисты, ни юристы комбайн не сделают и ракету в небо не запустят. Политика президента РФ очень правильная – «технари» нужны уже сегодня. Но те, кто поступает на технические факультеты в этом году, настоящими спецами станут только лет через десять. Потому что сразу после института ракету не запустишь. Надо поработать, понабраться опыта, «войти в профессию». Надо развивать производство – машин, тракторов – техники, которая нам необходима. Начинать надо со школы, а параллельно – поднимать престиж профессии инженера, причем, не на словах, а создавая рабочие места с достойной заработной платой.

– Вузам еще старой, советской закалки, порой, трудно угнаться за веяниями рынка. ДГТУ в этом году отметит свое 85-летие. Университет не страдает от неповоротливости?

– Все зависит от людей и от того, как построена идеология в вузе. Мы сегодня поворачиваемся во все стороны при подготовке специалистов и полностью сориентированы на производство. Мы-то знаем, кого выпускаем, а вот производство пока не готово присматриваться к вузам. Крупные предприятия привыкли, еще со времен советского союза, что они всю жизнь получают специалистов – бесплатно и уже готовых. А сегодня все по-другому: надо думать и вместе их готовить. Конечно, есть, говоря студенческим языком, и у нас продвинутые руководители. Директора таких предприятий, как «Росвертол», НЭВЗ, ТаГАЗК – это современные руководители, которые уже сейчас определяют, кого им сегодня надо готовить. Они нам говорят: мне нужен такой-то и такой специалист, и мы их готовим. Но это только первые шаги.

– В прошлом году в рубрике «Персона недели» ваш коллега, ректор ЮФУ, в таком же откровенном интервью высказал свою точку зрения по поводу бесплатного образования. В частности, он выразился в том смысле, что платное обучение стимулирует студента к более ответственному отношению к учебе и получению качественной профессии. Он привел пример западных стран, где студенты берут кредиты на учебу, а начинают их отдавать после окончания вуза.

– Мое мнение на этот счет следующее: наше государство сегодня должно делать все, чтобы образование было бесплатно. Разве у нас сегодня все трудоустроены? И все получают такую хорошую зарплату? Все могут себе позволить платить за учебу? То платное, что сегодня есть – в рамках этих и надо оставаться. Кто может себе это позволить – может и позволить. Когда мы достигнем таких вершин, когда наш выпускник будет уверен, что он 100% трудоустроится, 100% будет получать зарплату, а не будут ему предлагать, как сейчас – 7 тысяч рублей, максимум – 10. Как ему расплатиться по кредиту с такой зарплатой? Если мы хотим давать качественное образование, то студент должен учиться, а не думать, как это ему после пары бежать и работать, чтобы платить за обучение. Надо молодежь поддержать, чтобы через 10-15 лет мы могли выйти на совершено новый уровень образования. И уровень развития производства.

– Но многие государственные вузы с удовольствием зарабатывают на коммерческих студентах, при этом получая еще и деньги из бюджета. Не кажется ли Вам это слегка несправедливым?

– Те федеральные деньги, которые сейчас получает вуз, контролируются очень тщательно. Те, что зарабатываем мы сами, – тоже, ведь – де факто – они являются дополнительным финансированием, как те же бюджетные. Бюджетное финансирование мы никогда недополучали. За исключением фонда заработной платы и стипендий. Государственные вузы – огромные, необходимо поддерживать на высоком уровне их материально-техническую базу. Это очень дорого. Денег не требуется много, и тяжелее всех приходится именно техническим вузам. Ведь на такие факультеты, как, например, обработка металлов, технология машиностроения и прочие, редко идут «коммерческие» студенты. А мы на 85% сориентированы на технические специальности. Конечно, мы не можем зарабатывать на том же уровне, что и вузы, которые готовят экономистов, бухгалтеров, юристов. Там внебюджетных денег больше. Те деньги, что мы зарабатываем, позволяют нам сводить концы с концами и немного поощрять наших сотрудников.

– После того, как был создан ЮФУ, его модернизации и техническому оснащению уделяется много внимания. А вы как ректор крупнейшего и старейшего технического вуза юга страны – не завидуете?

– В отдельно взятом государстве вряд ли можно построить коммунизм. Я рад тому, что в Ростове будет материально-техническая база европейских стандартов, потому что там смогут заниматься наши молодые ученые. Ведь мы активно сотрудничаем с ЮФУ. ЮФУ – это вуз номер один на юге. А мы – прикладники. То, что они будут там исследовать и создавать, мы будем воплощать в жизнь. Во всяком случае, я так себе представляю это сотрудничество. Завидовать? (Смеется.) Только белой завистью. Как это говорится: молодец мой сосед, потому что у него есть Мерседес.

– Вы наверняка изучали опыт своих коллег в вузах других стран. Есть что-то, что бы Вы хотели привить в ДГТУ.

– Да, я много в каких странах знакомился с работой местных университетов. У каждого из них своя специфика, свой подход. Единственное – когда они начинают рассказывать про свое финансирование… Да... Я хотел бы иметь такое. 100%-ое обеспечение по всем заявкам. Один из факультетов ежегодно получает до полутора миллиона долларов. Факультет – это меньше чем две наши кафедры. У нас один факультет – 3,5 тысячи, и больше есть. У них – 700 человек. Но они на здание, поездки – 1,5 млн долларов. Если бы у нас было такое финансирование, мы бы смогли организовать ничуть не хуже работу, и выглядели бы в раз десять лучше...

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем