Владимир посещал разные европейские музыкальные фестивали. Одним из них стал фестиваль в Дижоне
Владимир посещал разные европейские музыкальные фестивали. Одним из них стал фестиваль в Дижоне

Считается, что шарманка в нашей стране появилась во время Отечественной войны 1812 года. По одной из версий, этот инструмент привезли казаки, побывавшие в Париже. Однако в современной России владельцев этого музыкального инструмента буквально единицы. Ростовский шарманщик Владимир Ломакин рассказал 161.ru о том, как открыл для себя этот инструмент и возможно ли возродить в нашей стране культуру игры на нем.

Управлял штурвалом, стал крутить ручку

Владимир начал заниматься шарманками четыре года назад, когда ушел на пенсию.

— Много лазил по всяким зарубежным сайтам, а потом наткнулся на шарманки и влюбился с первого взгляда. Первые год-полтора я осваивал теорию. А позже купил аппарат, через интернет у американского мастера. Деньги отправлял незнакомому человеку — «на деревню дедушке». Даже с женой из-за этого поссорился. Она сказала: «Лучше бы машину купил! Твоя шарманка стоит, как подержанные "Жигули"!» А что делать, если все дешевые инструменты — это ширпотреб. Почта эту шарманку раздолбала очень сильно. Ее где-то уронили, но всё равно это было мне дороже любого скандала. Пришлось самому разбирать и восстанавливать, — рассказывает мужчина.

В семье Ломакиных музыкой никто не занимался. Отец был военным летчиком, а Владимир стал гражданским пилотом «Аэрофлота». Говорит, что не было другой перспективы — всю жизнь прожил рядом с самолетами.

— Между самолетом и этой коробочкой есть важное сходство. Они оба шумят, — смеется музыкант.

Шарманка стоит на видном месте в гостиной Ломакиных
Шарманка стоит на видном месте в гостиной Ломакиных

Владимир говорит, что всю жизнь мечтал играть хоть на каком-нибудь музыкальном инструменте, но так и не научился.

— Все твердили, что у меня нет слуха — слышали, наверное, как я пытался петь, — сетует Ломакин. — Кстати, шарманку называют инструментом для тех, кто не умеет ни на чем играть.

Сейчас Ломакин — единственный шарманщик на юге России. Мужчина жалуется, что учиться этому ремеслу в нашей стране не у кого.

— Сколько нас в России, не могу оценить, но какого-то сформированного сообщества нет точно. Поначалу приходилось искать видеоролики, самому смотреть, наблюдать за профессионалами на разных фестивалях. Инструкция к шарманке — примитивнейшая, она ничего не дает.

У Владимира свой стиль игры на шарманке
У Владимира свой стиль игры на шарманке

Он утверждает, что у любого шарманщика есть свой особенный стиль, почерк:

— Я по-своему кручу ручку. Кто-то сильнее нажимает на нее, кто-то крепче держит, кто-то быстрее крутит. Поэтому, когда был на фестивале в Дижоне и сказал, что шарманщик, меня сразу поставили играть к аппарату. Проверяли. Ведь сразу становится видно, умеет человек крутить или нет. Да и у каждого инструмента есть особенности. Я проверку прошел.

Меха — легкие, короб — мозг

Шарманка была создана для того, чтоб учить и подзадоривать певчих птиц. Изначально внутри нее находился валик с зубцами, которые задевали гребенку. Каждый зубец играл свою ноту. Но с течением времени менялся и аппарат.

— Сегодня немцы выпускают электрошарманки, где звук записан на электронном носителе. Это целый полукомпьютер. А есть еще псевдошарманки. Это когда в деревянный каркас встроен магнитофон, и туда просто ставят кассету, — Владимир улыбается.

По словам ростовского шарманщика, устройство этого аппарата напоминает человеческий организм
По словам ростовского шарманщика, устройство этого аппарата напоминает человеческий организм

Есть много разновидностей этого инструмента. Например, бельгийцы предпочитают шарманки очень больших размеров: их возят на автомобильных прицепах.

— Шарманку нельзя просто так разобрать, а потом собрать. Да и транспортировать ее надо аккуратно, иначе она расстроится. Хотя настройки она и так требует очень часто. Обычно шарманку я оборачиваю в ткань и вожу на заднем сиденье машины.

Механизм шарманки можно сравнить с человеческим организмом. Меха — это легкие. Они подают воздух в короб. А его в свою очередь можно сравнить с мозгом, потому что от него зависит, что и как будет играть.

— Сюда укладывается катушка с нужной мелодией. Катушка — это черенок от лопаты, на который намотана бумажная лента с перфорированными отверстиями. Когда кручу ручку, меха подают воздух в короб. Через дырочки в ленте воздух попадает в воздухоприемник, а потом в трубы. Те начинают петь: одна труба — одна нота. Это похоже на орган в миниатюре, — объясняет Ломакин.

Воздух по воздуховоду попадает в трубы, и те начинают петь
Воздух по воздуховоду попадает в трубы, и те начинают петь

В шарманке есть даже коробка передач. Но, по словам шарманщика, это второстепенная деталь.

Мелодию нужно выбить

Ломакин говорит, что может играть на шарманке часами. Это успокаивает, да и соседи не жалуются — звучит музыкальный инструмент негромко.

— Моя любимая мелодия — та, которую я еще не сделал. Когда сделаю, буду искать новую любимую мелодию. Сейчас у меня в работе их несколько: «По диким степям Забайкалья» пока только распечатана, ее надо собрать. Есть еще русская кадриль, которую всё никак не доделаю, — Владимир показывает бумажные заготовки.

У Владимира целая коллекция мелодий для шарманки
У Владимира целая коллекция мелодий для шарманки

Работа над катушкой-звуконосителем происходит так. Сначала музыкант выбирает мелодию. Она проигрывается на электронном музыкальном инструменте в формате MIDI, и через две компьютерные программы нужное изображение переносится на бумагу. Потом листы обрезаются до нужной ширины и склеиваются в ленту.

— После этого я беру молоток и пробойник, делаю им по рисунку ленты отверстия. На одну мелодию нужно 10 тысяч дырочек. По времени это можно сделать за один день, но тогда есть риск сойти с ума — и самому, и соседям — процесс очень шумный. Так что в среднем на это уходит неделя. Дело очень муторное, но того стоит, — улыбается Владимир.

Так выглядит рабочее место музыканта
Так выглядит рабочее место музыканта

В итоге на обточенный черенок лопаты музыкант наматывает полученную ленту. Чтоб та не соскользнула, к концам черенка Ломакин приделывает мини-CD-диски.

— Я видел, что кто-то из фанерки такое вырезает. Проще, но мне же важна еще и эстетика, — говорит шарманщик.

Шарманное сообщество

Ломакин говорит, в России мало шарманщиков, поэтому приходится общаться с иностранцами.

— Через «Яндекс» и «Гугл» с ними общаюсь — интернет всё переводит. Сегодня можно разговаривать на любых языках. Да и когда люди хотят понять друг друга, они это сделают и без переводчика, — утверждает музыкант.

Шарманщик играл на европейских фестивалях и знаком со многими местными музыкантами
Шарманщик играл на европейских фестивалях и знаком со многими местными музыкантами

В Европе культура игры на шарманке хорошо сохранилась. По словам Ломакина, в России в начале XX века тоже были целые заводы по изготовлению этих музыкальных инструментов, но сейчас это всё находится в упадке:

— У нас из-за множества войн было не до шарманок. Хотя в Ростове до революции была фабрика по их производству. Инструменты расходились не только по нашей стране, но и продавались за границу. Сейчас отечественных инструментов всего два в музеях сохранилось.

Владимир бывал на многих европейских фестивалях: во Франции, в Германии. Его и сейчас приглашают к себе зарубежные коллеги. Однако далеко ездить Владимиру уже не позволяет здоровье. Последний раз он выступал на масленичной ярмарке в станице Старочеркасской.