19 февраля среда
СЕЙЧАС +2°С

Прима Музыкального театра: «Приходилось и в клубах скакать, чтобы заработать на хлеб»

О мужском балете, женской зависти и первых заработках — рассказывает профессиональная балерина.

Поделиться

Служебные романы в театре вспыхивают часто

Служебные романы в театре вспыхивают часто

Балет для России — это не просто искусство, а — ни больше ни меньше — предмет национальной гордости. Балетная школа для нашей страны — это прежде всего Москва и Санкт-Петербург, однако и на юге за последние годы есть определенные успехи. В Ростове-на-Дону развитие балета сегодня связывают, прежде всего, со школой Елизаветы Мислер, которая, продолжая выступать, готовит новое поколение балетных артистов. О своем нелегком пути к славе, способностях детей к балету и будущем ростовской танцевальной школы она рассказала корреспонденту 161.ru.

Елизавету отдали в балет, когда ей было всего четыре года

Елизавету отдали в балет, когда ей было всего четыре года

«Отказывать приходится многим — балет не терпит слабых»

— Когда я родилась, Ростовский музыкальный театр только начинали строить, — рассказывает Елизавета. — Моя мама сама мечтала стать балериной. Она часто ходила мимо театра и представляла, что когда-нибудь хотя бы ее дочь выйдет на сцену в образе Жизель или Одетты. И ее мечта сбылась.

Елизавету привели в балетную студию в четыре года. Однако сама прима считает, что лучшие возраст для того, чтобы начать профессионально заниматься, — это девять-десять лет.

— Это уже относительно сознательный возраст, когда ребенок понимает, что ему нравится. Нельзя ни в коем случае заставлять — я видела несчастных артистов, которые ненавидят свою работу и продолжают танцевать только потому, что привыкли к этому с детства. Совсем маленьких детей лучше отдавать на общую физическую подготовку, плавание или гимнастику — это поможет укрепить мышечный корсет, и в дальнейшем им будет проще заниматься танцами и балетом. Мне самой недоставало базы, того, что закладывается в детстве. Приходилось «нагонять». Все движения нужно выполнять, не задумываясь, на уровне мышечной памяти. А мне постоянно приходилось много работать головой, давать команды своему телу, потому что у меня не было выработанного навыка. Особенно это было сложно во время ведущих сольных партий.

Балетные движения нужно выполнять рефлекторно, не задумываясь

Балетные движения нужно выполнять рефлекторно, не задумываясь

Благодаря Елизавете Мислер и её мужу Альберту в Ростове четыре года назад появилась профессиональная школа, в которой готовят артистов балета. В первый класс такой школы дети идут как раз в девять-десять лет.

— На хореографическое отделение Ростовского колледжа искусств дети поступают после четвертого класса общеобразовательной школы. Конечно, школа все еще находится в зачаточном состоянии, однако успехи есть, это отмечали специалисты из московской академии и из образовательного центра «Сириус». Думаю, что года через три-четыре мы получим отличных профессионалов.

На хореографическое отделение колледжа искусств существует серьезный конкурс, и проходят далеко не все желающие. Прима-балерина отмечает, что, даже если ты попал, не факт, что дойдешь до выпуска — около половины воспитанников в итоге уходят из балета. При этом обучение в ростовском колледже искусств бесплатное.

— Часто бывает, что приходят 15-16-летние дети и слезно просят взять их. Но если они раньше не занимались балетом, нам приходится отказывать. Максимальный возраст поступления — это 12 лет — тогда еще есть шанс их обучить, но с каждым годом он уменьшается.

«В Москве было не до театра»

Когда в Ростове еще не существовало ни театра, ни профессиональной балетной школы, для молодых артистов здесь возможностей было мало. Многие бросали все и уезжали в более крупные города.

Из Москвы девушке пришлось вернуться обратно

Из Москвы девушке пришлось вернуться обратно

— Я поехала в Москву в сложное время — в 1997 году. Здесь был бардак, там был бардак, было очень тяжело... В столице было даже хуже жить, чем здесь. Если бы была какая-то база, связи, знакомства, было бы легче. Но мне постоянно приходилось думать о том, как прожить в Москве, заработать на жилье и булку хлеба.

Многим артисткам, чтобы немного заработать, приходилось танцевать в клубах. Деньги для них были только там.

— Те зарплаты, которые были в труппе, — их не хватало даже на то, чтобы снять квартиру. А нужно было кушать, ездить на работу. Это было время, когда ночные клубы только открывались. Танцы до утра, модное go-go, мы скакали перед публикой, публика смотрела на нас и тоже скакала. И там тоже была конкуренция, и попасть было сложно.

Балерине приходилось танцевать три раза в неделю с девяти вечера до пяти утра. В пять утра девушка ложилась спать на диванчике там же, в клубе, а в семь просыпалась и шла в театр, где и занималась до восьми вечера.

— Я приходила домой и просто падала от усталости. В один момент просто все бросила и уехала из Москвы. Усталость, неустроенность — все копилось, копилось, и в один момент чаша переполнилась. Я решила — всё, хватит. Собрала вещи и уехала в Ростов. Мне было всего 20 лет, и для моей психики это все было очень тяжело. Меня воспитывали на идеалах, приобщали к миру искусства, поэзии, балета — и попасть в другой мир, мир клубов и бесконечной усталости, было очень тяжело. Тогда же я решила для себя, что больше не хочу никакого балета. Три года я не выступала в театре и забыла про профессиональный балет.

Будущая прима бросила профессиональный балет на 3 года

Будущая прима бросила профессиональный балет на 3 года

— Меня звали в новый театр в Ростове, но я отказывала, не хотела. Я танцевала на городских мероприятиях, преподавала танцы детям, и мне это нравилось, я неплохо зарабатывала и не хотела возвращаться на сцену театра.

В конце 90-х — начале 2000-х в южной столице только начали создавать балетную труппу и искали ростовских артистов. Елизавете позвонил руководитель Театра музыкальной комедии.

— Он предложил мне вернуться в профессиональный балет, но я наотрез отказалась. Тогда его помощник нашел меня и сказал примерно следующее: «Давай просто посмотрим, попробуем. Не получится — мы отстанем от тебя». А потом он просто взял измором — звонил каждый день, и однажды я сказала: «Хорошо, хорошо, я приду». Когда я вошла в класс и стала у станка, то сразу поняла, что я безумно по всему этому скучала.

«Более красивых тел, чем у мальчиков из балета, я не видела»

— Вообще, мой организм хорошо приспособлен к сильным нагрузкам. Я никогда не ломала ноги и не получала других серьезных травм. Были, конечно, небольшие растяжения, но не более. Проблем с коленями, спиной и выпирающими косточками у меня тоже, к счастью, не было.

Елизавета и другие педагоги хореографического отделения особенно обращают внимание на то, чтобы поступающие в колледж ребенок был сильным и выносливым.

Артисты балета должны быть очень сильными и выносливыми

Артисты балета должны быть очень сильными и выносливыми

— Важно, чтобы у ребенка было хорошее здоровье и сильные мышцы от природы. Часто на нас обижаются родители — почему мы одного ребенка взяли в колледж, а другого нет. Дело в том, что организм у некоторых не приспособлен для таких нагрузок. Мы это определяем, смотрим на гибкость, амплитуду работы суставов. Приходится объяснять родителям, что, например, мышечная структура плохая, мышцы не развиваются, начинают страдать кости и суставы, или связки тугие и не развиваются. И если педагоги говорят — не надо ребенку идти в балет, то это они говорят не просто так, а всегда обоснованно — нельзя своих детей обрекать на страдания. Даже в нашей профессиональной труппе есть люди, которые жалеют, и до сих пор спрашивают у родителей — зачем вы меня отдали в балет? Я этого не хотел. Это кошмар и каторга, каждый день насиловать свое тело и не понимать, для чего это нужно.

На хореографическом отделении восемь классов для девочек и четыре — для мальчиков. С молодыми людьми в балете вообще проблема.

— Считается, что это не мужская профессия. Хотя на мой взгляд, более совершенных тел, чем у артистов балета, сложно найти. Может мальчик и не станет великим артистом, но он будет сильным, ловким, мышцы накачиваются очень красивые. Мужчины-артисты балета для меня — эталон, у них развиты все части тела, и это очень красиво. Но от стереотипов не спастись, и многие родители, особенно отцы, боятся отдавать ребенка в балет.

Часто мы видим, как талантливый мальчик хорошо танцует на каком-нибудь мероприятии. Связываемся с родителями, предлагаем прийти к нам в колледж. Они категорически отказываются! Неужели им кажется, что обычный парень, как только начнет заниматься танцами, станет изнеженным и женоподобным? Я абсолютно не вижу в этом логики.

Еще один стереотип — жесткая конкуренция и драки за сценой между балеринами.

По словам примы, жесткая конкуренция в балете — всего лишь стереотип

По словам примы, жесткая конкуренция в балете — всего лишь стереотип

— Конкуренция и интриги есть, безусловно, но не так, как это показывают в фильмах. Хотя мне запомнился случай, когда я только-только пришла в труппу в Москве. Я сняла вещи и оставила на стуле в раздевалке. Пришла после репетиции — половины вещей нет, взяли балетные купальники, шарф, шапку — а был ноябрь, в столице уже было очень холодно. Они хотели, чтобы я заболела. Ничего так и не нашла. Я понимала, почему они это сделали — я ведь пришла в новую труппу, меня начали ставить на хорошие роли, а кого-то убрали — и эти люди обозлились: «Откуда ты приехала и вообще, кто ты такая?». Это неудивительно. А вот в Ростове такого не было — я пришла в только что созданный коллектив, все ребята были молодые, все пришли одновременно. Мы сразу сдружились, была хорошая творческая атмосфера.

Профессиональная труппа в Ростове существует уже 18 лет, однако зарплата артистов, к сожалению, по-прежнему оставляет желать лучшего.

— Она не соизмерима с теми нагрузками и с тем количеством времени и сил, которые расходуются. В балете работают только фанаты, это дело нужно очень любить, чтобы работать за такие копейки. Конечно, за выслугу лет, за звание получаешь хорошие деньги и надбавки. Молодым сложно — но сразу всего не бывает, я это испытала на себе. Но я верю что ситуация изменится, в нашей стране начнут платить больше педагогам, врачам, дойдут и до театров.

Именно в новой труппе Елизавета познакомилась со своим мужем Альбертом.

— Мы познакомились в классе. Он только приехал из училища. Пожалуй, это была любовь с первого взгляда. Нас почти сразу поставили в пару, и это стало поводом начать общаться. Вообще в театрах часто случаются служебные романы, потому что человеку из другой сферы сложно понять артистов, наш ненормированный день, вечную занятость и усталость. Вот пары и образуются внутри коллектива. На мой взгляд, артист и артистка — это идеальная пара.

Артист и артистка – идеальная пара

Артист и артистка – идеальная пара

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!